Интерес к ныне существующей в России банковской системе вызван как практическими, так и теоретическими обстоятельствами.
Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации управления их деятельностью и банковская система также претерпела соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит акционирование государственных банков. Как грибы после дождя начинают появляться новые коммерческие банки.
За период 1990–1993 годов число коммерческих банков на территории России возросло более чем в 18 раз. В последнее время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться. Это связано и с тем, что более жесткими становятся условия расширения банковской системы: увеличиваются минимальные размеры уставного фонда, денежно-кредитный рынок насыщается традиционными банковскими услугами, возрастает конкуренция в банковской сфере, ограничителем для создания новых банков выступает и нехватка высококвалифицированных специалистов. Главным же в дальнейшем развитии банковской системы все больше будет становиться ее качественное совершенствование.
Банковская система России – один из наиболее развивающихся секторов отечественной экономики, переход на рыночные отношения, в котором произошел наиболее быстро. За вторую половину 1990 г. была практически ликвидирована система государственных специализированных банков, и к началу 2001 г. в основном завершилось формирование двухзвенной банковской системы: Центральный банк – коммерческие банки.
В свете сегодняшних проблем российской экономики, связанных с преодолением кризисных явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной деятельности, совершенствованием организации расчетов в народном хозяйстве и стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, имеет неоценимую практическую значимость.
Современная банковская система – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами. Реализуя банковские операции, достигая их слаженности и сбалансированности, коммерческие банки обеспечивают тем самым свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования в системе рыночных отношений.
- Сущность и структура банковской системы Российской Федерации
- Банк России: цели, функции и операции
- Коммерческий банк как элемент банковской системы России
- История развития банковской системы Российской Федерации
- Важнейшие события
- Этапы развития банковской системы
- Важнейшие события
- Оценка современного состояния банковской системы Российской Федерации
- Анализ тенденций развития банковского сектора в регионах
- Проблемы и перспективы развития банковской системы России в современных условиях
- Заключение
Статьи по теме:
Анализ ссудной задолженности Банка
Ссудная задолженность банка образуется за счет активных банковских операций, а именно за счет кредитования юридических и физических лиц. В приложении 3 была проанализирована динамика выданных кредитов в период 2006-2008 гг. Данные диаграм ...
Виды нормативных актов Банка России, их
классификация и толкование
Федеральный закон предусмотрел, что Банк России издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций. До принятия Федерального закона в отмененном федеральном законе с аналогичным названием этот вопрос не регулировался. Банк Р ...
Реинжиниринг процесса обслуживания клиентов
Реинжиниринг процесса обслуживания продавцов начинается с передачи функций андеррайтинга специализированному подразделению – центру андеррайтинга. Почему это необходимо сделать?
Переход к формированию специализированных подразделений стр ...