Банковские проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном Советом директоров (включая определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок); или по поручению Совета директоров — аудиторскими организациями; предполагают получение и проверку отчетности и других документов кредитных организаций (их филиалов). При необходимости снимаются копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением предусмотренных случаев. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки. Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
- если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
- по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. При этом ходатайство должно содержать указания на признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков). Такие признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России. В повторной проверке на основании мотивированного решения Совета директоров участвуют представители центрального аппарата Банка России.
В случае нарушения банковского законодательства ЦБ РФ вправе применять к кредитным организациям меры юридического воздействия в следующих случаях:
§ при нарушении кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;
§ при непредставлении информации;
§ представлении неполной или недостоверной информации.
В указанных случаях ЦБ РФ вправе применить к таким нарушителям одну из следующих мер юридического воздействия:
- требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
- взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала;
- ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а равно в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ может:
- взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
- потребовать от кредитной организации:
- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
- замены руководителей кредитной организации;
- осуществления реорганизации кредитной организации;
- изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
- ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
- назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается Положением ЦБ РФ от 26.11.2003 № 241-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией";
- ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
- предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
Статьи по теме:
Статистический анализ кредитования МСБ в России
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малому бизнесу относятся предприятия с численностью сотрудников до 100 человек (также выделяются микропредприятия до 15 человек), к ...
Учет и документооборот просроченной задолженности на
балансовых счетах
При выдачи кредита банк ведет учет на балансовых счетах. Счета первого порядка в Плане счетов соответствуют видам предприятий - заемщикам, получившим средства во временное пользование. Учет по счетам второго порядка ведется по группам зае ...
Метод аналитических группировок
Второй метод изучения анализа результатов деятельности коммерческих банков – это аналитические группировки, которые исследуют связи и зависимости между изучаемыми явлениями и их признаками.
Аналитическая группировка позволяет выявить нал ...