Операционный риск

При работе с операционным риском особое значение имеет культура риска в банке.

Основную роль в работе с рисками, в том числе и операционными, априори играет риск-менеджмент, что должно быть справедливо. Но, исходя из специфики операционного риска, такой подход скорее неверный. Так как по своей природе операционные риски связаны с внутренней деятельностью банка, то управление ими нельзя передать в руки нескольких сотрудников. Риск-аналитик должен отслеживать, анализировать, предсказывать уровень риска, основываясь на внутренних данных работы банка (а именно персонала, технологий, систем, оборудования). Таким образом, его первостепенной задачей становится организация деятельности в банке по предотвращению убытков, наносимых операционными рисками, за счет движения информационных потоков снизу вверх. Сотрудники подразделений банка должны заниматься вопросами операционных рисков. Только при наличии информации риск менеджер будет иметь возможность контролировать ОР.

Следовательно, в банке должна присутствовать культура риска, которая заключается в понимании сущности риска, как на уровне руководства банка, так и на уровне рядовых сотрудников.

В первую очередь, культуру риска определяет организационная структура управления риском в банке, которая включает в себя распределение области задач, полномочий и ответственности, а также:

- безусловная и полная поддержка со стороны высшего руководства;

- грамотность персонала (возможность выявить операционный риск);

- ответственность сотрудников подразделений за отслеживание уровня риска;

- информированность сотрудников об уровне риска и о принимаемых мерах для его снижения;

- постоянный мониторинг риска;

- отлаженная система мониторинга и предоставления отчетности.

Таким образом, в первую очередь необходимо:

- включить обязанности по управлению рисками в должностные инструкции сотрудников;

- разработать систему распространения информации;

- сообщать о риске заинтересованным сторонам с помощью соответствующих каналов и технологий;

- использовать общую терминологию и единую концепцию риска;

- разработать обучающие программы для сотрудников, занимающихся операционным риском (в том числе для начальников подразделений);

- выбрать и обучить экспертов по вопросам риска (риск координаторов);

- согласовать методы риск менеджера с корпоративной культурой.

При условии, что руководители подразделений несут ответственность за своевременное оповещение риск менеджмента о реализовавшихся потерях, за заполнение данных по ключевым индикаторам, принимают участие в экспертных опросах, сотрудники риск подразделений будут получать достаточно информации для проведения анализа и определения уровня риска, а также для выбора стратегии по его снижению.

Так как сотрудники играют главную роль в мониторинге операционных рисков, то встает вопрос их мотивации.

Уведомляя риск-менеджера об операционном событии, сотрудник, как правило, тем самым раскрывает свою ошибку или ошибку своего сослуживца. Частично уйти от этой проблемы позволит то, что руководитель отдела отвечает за своевременное оповещение риск-менеджера об операционном событии. То есть сотрудники заполняют форму о потери не по своей инициативе, а по заданию руководителя.

Поскольку на начальном этапе работы по сбору внутренних данных основная задача – собрать статистику и приучить персонал сообщать о потерях, то не стоит применять меры наказания в случае, если риск-менеджер был уведомлен об операционном событии, в то время как на случай сокрытия потенциальных или фактических потерь должны быть введены штрафные санкции.

Целесообразным может оказаться периодическая (например, еженедельная) корпоративная рассылка с напоминанием сообщить о возможных потерях с краткой памяткой о том, что такое операционное событие.

Статьи по теме:

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса
Во всех развитых странах малый бизнес является основой экономики. В условиях кризиса помощь малому бизнесу – предмет особого внимания государства, так как именно этот сектор экономики может снизить уровень безработицы, помочь трудоустроит ...

Методика оценки финансового положения физического лица
Подходы, изложенные в настоящей методике, распространяются на: 1) оценку финансового положения заемщиков – физических лиц на момент выдачи ссуды (кроме ссуд, входящих в портфель однородных ссуд), 2) оценку финансового положения заемщико ...

Электронные системы расчетов в торговых точках
Важным направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейших электронных средств является представление им электронных услуг в магазинах. Финансовые услуги, оказываемые в торговых точках, состоят в следующем: – проверка и ...