Создание Банка России

Страница 2

Получается, что Банк России не относится к числу органов, осуществляющих государственную власть, то есть не является государственным органом. Ведь он не является Парламентом. Не является он и органом исполнительной власти, поскольку закон не подчиняет его Правительству РФ. Тем более он не относится к судебным органам. В общем, он не входит ни в одну из трех государственных ветвей власти.

В условиях - провозглашенного в России принципа разделения властей правовой статус банка банков должен определяться тем же принципом. Его правовое положение таково, что он не является органом исполнительной власти.

На наш взгляд, Банк России, - это банк, который уполномочен государством, проводить эмиссию наличных денег, организовывать денежное обращение, осуществлять банковское регулирование и банковский надзор.

Закон делегировал ему некоторые властные полномочия по изданию нормативных актов, принятию решений о регистрации кредитных организаций, их лицензированию, банковскому регулированию и банковскому надзору, а также и применению санкций банковского права.[1]

Банк России - это разновидность центрального банка. Во всех цивилизованных странах имеются банковские системы, в которых всегда есть один банк, который выполняет функции центрального банка.

Центральный банк - это главное звено в денежно-кредитной системе и в экономике любой страны. Он монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, организует банковский надзор, систему расчетов и осуществляет некоторые другие функции.

В этом качестве центральный банк - составная часть денежно-кредитной системы. Центральный банк - это ее регулятор. Он производит эмиссию наличных денег и организовывает денежное обращение в стране. Но сама денежная система принадлежит стране. И вот почему. Товары и услуги производятся не государственным аппаратом, как таковым, а конкретными людьми из гражданского общества, которые создают интеллектуальную собственность, трудятся на сельскохозяйственных полях и в сельских угодьях, конструируют и собирают различные механизмы и машины, осуществляют управленческие функции, занимаются правоприменительной деятельностью, защищают страну, - в общем, занимаются производительным трудом.

Труд самых разных людей, будь-то рабочего, крестьянина, бизнесмена, военного или чиновника - все это и есть основа денег и денежного обращения. Поэтому вся та масса денег, которая производится банковской системой - это эквивалент труда затраченного гражданским обществом. Стало быть, и сам Центральный банк - это институт гражданского общества.[2]

В дальнейшем мы будем рассматривать (в главе о правовом статусе Банка России) вопрос о происхождении центральных банков вообще. И там будет на примерах видно, что центральные банки появлялись именно как уполномоченные государством банки на выполнение некоторых функций в денежных, а затем и в банковских системах. Сначала в обмен на финансирование правительств, им предоставлялись некоторые привилегии в денежных системах. Главное, - постепенно они становились монополистами в проведении эмиссии наличных денег. А затем центральные банки получили некоторые властные полномочия. Они стали регуляторами в банковских системах.

Центральные банки, образно говоря, вырастали внутри самой банковской системы, как привилегированные банки, которые эти привилегии получали от государства. Правда, Россия в этом отношении несколько отличается от Европы и США. Переход от плановой экономики к рыночной экономики - это такая революция, аналогов которой нет в человеческой истории. В этом смысле она вновь идет непроторенными путями если учесть, что до этого она тоже сделала то, чего еще никто в мире не делал - строила коммунизм. Теперь тоже происходит то, чего никто не делал - строительство капитализма. Обычно капитализм возникает и развивается стихийно. Вот этой спецификой видимо и объясняется стремление превращать центральный банк в орган государственной власти. В действительности он должен быть частью рынка, а не частью государственного аппарата. Быть частью рынка - это значит быть частью гражданского общества. И вот эта его роль хорошо видна, если мы посмотрим на то, какие цели стоят перед центральными банками вообще и перед Банком России в частности.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов банка с персоналом по оплате труда
В качестве совершенствования бухгалтерского учета расчетов банка с персоналом по оплате труда предлагаем рассмотреть интегрированную банковскую систему «Центавр Омега». ИБС «Центавр Омега», это: – современные банковские технологии; – м ...

Документооборот при осуществлении кассовых операций
Юридические лица всех форм собственности (кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц) должны вести документальный учет кассовых операций. Предлагаемая статья посвящена основным правилам ...

Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
Финансирование сразу после отгрузки товара в размере до 85-90% от суммы поставки позволяет экспортерам предоставлять своим покупателям значительные отсрочки платежа, не заботясь о нехватке оборотных средств, что, несомненно, приводит к ро ...