Нормативные акты Банка России регулируют денежную систему, банковские операции и некоторые другие вопросы, затрагивающие права и законные интересы физических лиц, организаций и государства.
И организации, и граждане открывают банковские счета, что регулируется, помимо прочего, нормативными актами Банка России, от которых зависит прочность гарантий для тех, кто положил деньги на счет в кредитной организации.
Следует вовремя узнавать, когда Банк России отзывает банковскую лицензию, т.к. после этого клиент уже не сможет снять деньги со счета. Ему придется ждать, пока будут завершены процедуры, предусмотренные законодательством РФ о банкротстве. Решения об отзыве лицензии Банком России публикуются, а порядок отзыва регулируется нормативными актами Банка России в соответствии с федеральными законами и по основаниям, которые в них предусмотрены.
Системное изучение нормативных актов Банка России позволяет прогнозировать ситуации в кредитной системе страны. Аналитики часто строят свои прогнозы только на обобщении того, что есть в СМИ. Однако этого недостаточно для прогнозов. Необходимо учитывать закономерности денежных систем[15].
Банк России издает множество нормативных актов с техническими и технологическими нормами, многие из которых не нужны юристам, но их обилие затрудняет поиск и выявление необходимых правовых норм. Кроме того, в них много устаревших норм, противоречий с законами. Есть и противоречия между самими нормативными актами Банка России. Иногда Банк России придает своим актам форму, которая прямо не предусмотрена в федеральном законе.
Чтобы правильно принимать решения, необходимо прежде всего владеть методологией понимания юридических свойств нормативных актов, знать их сильные и слабые стороны.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская деятельность регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными актами Банка России. Никакие другие подзаконные акты банковскую деятельность не регулируют.
Банк России - эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ (ст. 75), он в этом абсолютно независим и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной и конституционно закрепленной функции Банка России.
Банковская деятельность кредитных организаций, а в ряде случаев и самого Банка России, нужна прежде всего для того чтобы своими технологиями обеспечить нормальное денежное обращение. Поэтому банковская деятельность может регулироваться только нормативными актами Банка России.
В Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» используется термин «нормативный акт», а не «нормативный правовой акт». Законодатель использовал такой термин уже во второй раз (в предыдущем законе с аналогичным названием тоже говорилось не о «нормативных правовых актах», а о «нормативных актах»).
В Федеральном законе указано, что Банк России по вопросам его компетенции «издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты».
Однако в Конституции РФ говорится не о нормативных актах, а о нормативных правовых актах. В статье 13 ГК РФ тоже используется термин «нормативный акт», но там речь идет о нормативных актах органов государства и органов местного самоуправления, которые не являются органами государства. Первые принимают только правовые акты. Поэтому термин «нормативный акт государственного органа» равнозначен термину «нормативный правовой акт». Органы местного самоуправления не считаются органами государства, поэтому к ним применимо понятие делегированного правотворчества, а термин «нормативный акт» в данном случае использован как термин обобщающий. Поэтому возникает вопрос о том, чем различаются между собой термины «нормативный акт» и «нормативный правовой акт»[16].
Статьи по теме:
Объекты и стороны личного страхования
Личное страхование – отношения по защите личных интересов физических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Объекты стра ...
Анализ
деятельности и финансовой отчетности ЗАО АКБ Банк "Центрокредит"
C 1999 года ЗАО АКБ «ЦентроКредит» осуществляет подготовку финансовой отчетности по российским и международным стандартам. В 1999-2002 годах аудитором ЗАО АКБ «ЦентроКредит» являлась компания KPMG, входящая в «большую пятерку» крупнейших ...
Описание выбранной СУБД
Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа.
Наиболее удобной и популярной системой управления базой данных (СУБД), которая позволит ре ...