В связи с тем, что в настоящее время Банк России ни в доктрине, ни в действующем законодательстве не включен в понятие «органы государственной власти», порядок применения ст. 125 ГК РФ к случаям выступления Банка России в гражданско-правовых отношениях от имени государства является двояким: п.3 ст. 125 ГК РФ может подлежать прямому применению, а п.1 ст. 125 ГК РФ следует применять по аналогии закона (п.1 ст.6 ГК РФ).
В целях разграничения имущества Российской Федерации и Банка России, а также более четкого определения имущественной базы последнего, представляется целесообразным дополнить Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормой о включении в состав имущества Банка России «собственных золотовалютных резервов» или «золотовалютных резервов Банка России». Для характеристики правового режима золотовалютных резервов предлагается внести в ст.35 Закона о Банке России норму, указывающую в качестве одного из основных инструментов денежно-кредитной политики «операции с золотовалютными резервами».
В целях оптимизации государственного регулирования банковской системы предлагается внести в Закон о Банке России изменение: указать Банк России как «основной» орган банковского регулирования, ввиду его определяющего влияния на состояние банковской системы. В связи с этим предлагается закрепить право регистрации и лицензирования кредитных организаций за одним субъектом банковского регулирования - Банком России, восстановить для Банка России полномочия по лицензированию и контролю за деятельностью кредитных организаций как профессиональных участников и эмитентов на рынке ценных бумаг, а также право лицензирования деятельности организаций, занимающихся аудитом кредитных организаций, для чего следует внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Об аудиторской деятельности».
Для совершенствования нормотворческой функции Банка России, соблюдения прав и интересов других субъектов гражданского оборота в ст.6 Закона о Банке России внести дополнение: перечислить конкретные формы принимаемых Банком России нормативных актов.
В целях совершенствования правовой базы функционирования Банка России предлагается внести в Закон о Банке России дополнение: норму о принятии Устава Банка России как юридического лица -собственника закрепленного за ним имущества - Советом директоров Банка России. Также для восполнения пробела в Законе о Банке России и приведения его в соответствие с ГК РФ предлагается внести дополнение в указанный Закон: норму о признании Банка России созданным с момента государственной регистрации, которая осуществляется при предоставлении Устава в оговоренный срок со дня вступления в действие Федерального закона или соответствующих изменений и дополнений в него.
Для устранения противоречий между Конституцией РФ и ст.87 Закона о Банке России предлагается внести изменение в Закон: предусмотреть возможность ликвидации Банка России только в соответствии с Законом о поправке к Конституции РФ.
В связи с тем, что получение прибыли не является основной целью деятельности Банка России и полученная прибыль не распределяется между участниками, предлагается причислить Банк России к некоммерческим организациям и придать ему в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» организационно-правовую форму государственной корпорации, а также включить в соответствующие правовые акты следующее определение Банка России: «Банк России - государственная корпорация с особым конституционным статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции независимо от органов государственной власти.
Имущество, переданное Банку России, является его собственностью».
В случае легализации в ГК РФ деления юридических лиц на юридические лица частного права и юридические лица публичного права необходимо внести соответствующую норму и в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», специально указав, что «Государственная корпорация является юридическим лицом публичного права».
Статьи по теме:
Термины аукционов
Аукцион (от лат. auctio – продажа с публичного торга) – способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров. То ...
Понятие и
функции собственного капитала банка
Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. Ресурсы коммерческих банков, или & ...
Понятие и сущность хеджирования
Хеджирование рисков является одной из важнейших функций производных финансовых инструментов. Цена производных финансовых инструментов определяется рыночной стоимостью актива, лежащего в их основе (базисного актива), т.е. является производ ...