Организация кассового обслуживания

Правила ведения кассовых операций в банках второго уровня, устанавливают порядок совершения кассовых операций, инкассации и перевозки ценностей, а также условия, необходимые для обеспечения сохранности наличных денег, других ценностей и контроля, для соблюдения кассовой дисциплины в банках второго уровня, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, их филиалах, структурных подразделениях, действующих на территории Республики Казахстан.

Отношения банков с клиентами осуществляются на договорной основе. Порядок урегулирования претензий по выявленным недостачам, излишкам неплатежным и поддельным денежным знакам определяется договором, условия которого не противоречат действующему законодательству Республики Казахстан.

Для организации кассовой работы, выполнения функций по кассовому обслуживанию клиентов и обработке наличных денег в банках создаются следующие подразделения: приходные, расходные, приходно-расходные кассы, кассы пересчета, вечерние, выездные кассы и другие.

Банки в праве открывать в соответствии с банковским законодательством расчетно-кассовые отделы вне места нахождения банка для совершения кассовых и иных банковских операций, в том числе операций по банковским счетам, по продаже и покупке ценных бумаг, приему коммунальных и других платежей от клиентов.

Для осуществления кассовых операций, которые относятся к банковским операциям, банкам необходимо иметь лицензию Национального Банка Республики Казахстан.

Прием наличных денег в кассу банка от клиентов для последующего зачисления на их текущие и корреспондентские счета производится следующими приходными кассовыми документами:

1) по объявлениям на взнос наличных денег;

2) по приходным кассовым ордерам;

3) прием других ценностей оформляется внебалансовыми ордерами.

Для сдачи наличных денег в кассу клиент заполняет приходный кассовый документ с приложением описи банкнот и монет, сдаваемых в кассу, в которой указываются сдаваемые банкноты и монеты по номиналам, количеству и сумме, общая сумма банкнот и монет цифрами и прописью и передает его операционному работнику, уполномоченному подписывать кассовые документы.

Операционный работник проверят правильность заполнения приходного кассового документа, оформляет его и передает документы бухгалтеру-контролеру для отражения суммы денег в кассовом журнале.

В конце рабочего дня на основании приходных кассовых документов кассир составляет отчетную справку о кассовых оборотах за день и остатках ценностей, и сверяет сумму справки с суммой фактически принятых им денег.

Выдача наличных денег с текущих и корреспондентских счетов клиентов банка производится по:

1) денежным чекам;

2) расходным кассовым ордерам,

3) выдача других ценностей оформляется внебалансовыми ордерами.

В конце рабочего дня кассир сверяет сумму наличных денег, принятых под отчет, с суммой расходных документов и остатком наличных денег, после чего составляет отчетную справку о кассовых оборотах за день и остатках ценностей, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовом журнале бухгалтера-контролера.

Остаток наличных денег, сформированный в установленном порядке, и расходные кассовые документы за день вместе с отчетной справкой кассир сдает под расписку в книге учета принятых и выданных денег заведующему кассой, который, проверив отчетную справку, подписывает ее и направляет для сшива в документы дня.

Статьи по теме:

Анализ структуры и изменения капитала Сбербанка
В Сбербанке бухгалтерский учет ведется и по российским стандартам, и по международным. Но так как Банк развивает бизнес на рынках СНГ, а также ведет поиск возможностей выхода на рынки других стран, актуальнее проводить анализ капитала, оп ...

Характеристика небанковских кредитно-финансовых организаций
Современные денежно-кредитные отношения немыслимы без деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО). Деятельность специализированных кредитно-финансовых организации концентрируется в большинстве своем на обслуживания не ...

Цель и задачи управления операционным риском
Целью управления операционным риском, как составной частью общего процесса управления рисками, присущими деятельности, является предотвращение данного риска или максимально возможное снижение угрозы потенциальных убытков (прямых и/или кос ...