Банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в форме кредита, а также для осуществления иных операций в соответствии с законодательством.
Банк, как и любое отдельное предприятие, является самостоятельным субъектом, обладает правами юридического лица, производит и оказывает услуги. Банк, как и любое предприятие, удовлетворяет потребности общества в своих услугах, стремится к получению прибыли, удовлетворения на её основе интересов членов коллектива и собственников банка. Банк как предприятие может осуществлять любые, не противоречащие закону и его Уставу, виды хозяйственной деятельности; на проведение банковских операций банк должен иметь соответствующую лицензию.
Но вместе с общими чертами банки, как предприятия, имеют отличительные особенности. Банк, во-первых, действует в сфере обмена как торговое предприятие, он торгует особым видом товара - деньгами. Как посредническое предприятие, банк обеспечивает возможность осуществления сделки по перераспределению средств между кредитором и заёмщиком на взаимовыгодных условиях.
Банк также является и кредитным учреждением, которое может одновременно выступать в качестве кредитора и в качестве заёмщика, а в каждый отдельный момент быть либо тем, либо другим субъектом. Кроме того, банк может осуществлять биржевые операции, торговать ценными бумагами [1,с.86].
Особенность банка заключается среди прочих моментов в том, что продукт его деятельности может получать отражение как на стороне активов, так и на стороне обязательств банковского баланса, а также в забалансовых счетах.
Особенность банковских услуг состоит в том, что они носят свойство самовозрастающей стоимости. Ресурсы, полученные от вкладчиков, не бесплатны для кредитного учреждения, поэтому они должны быть использованы так, чтобы не только возвратить их владельцам, но и получить приращение, достаточное для уплаты процентов по вкладам, компенсации расходов и получения хотя бы минимальной прибыли. Банк как экономическое предприятие - это всегда хозяйствующий субъект.
Банк - это торговое предприятие.
Коммерция в банковской сфере базируется на определённых принципах. Главный среди них - принцип прибыльного хозяйствования, достижение возможно большей прибыли. Второй принцип банковской коммерции умещается в краткую формулу: "Подешевле купить - подороже продать". Принцип банковской коммерции предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях и меньшей его собственной доли в пассивах [1,с.87].
Основой основ стратегии банка являются следующие принципы:
как можно дешевле приобрести капитал;
продать капитал и услуги по рентабельной ставке;
снизить риск потерь путём:
отбора надёжных клиентов и получения гарантий;
диверсификации операций и освоения различных рынков ссудного капитала.
Предпосылкой реализации целей банковской коммерции является безопасность банковской деятельности. При прочих равных условиях прибыль банка тем выше, чем выше безопасность банка и меньше риска. Тем не менее, банк - это всегда рисковое предприятие.
Банк как экономическое предприятие может рисковать своим капиталом, своей прибылью, но не капиталом клиента, его прибылью. Банковская коммерция должна действовать по принципу: всё для клиента. В главном это означает, что банк несёт полную ответственность за клиента, обеспечивает его прибыль.
Таким образом, можно сделать вывод, что важным компонентом стратегического управления деятельностью банковских учреждений является стратегия рисков. Риск - специфическая черта процесса реализации банковского товара - передача на время, на срок права владения и использования части ссудного фонда и инфраструктурных услуг, необходимых для эффективного использования этой части.
Статьи по теме:
Сущность и структура банковской системы Российской Федерации
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кред ...
Функции факторинга
Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с ...
Стратегическое управление ОАО «Челиндбанк»
Высшим органом банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правле ...