Лизинг является организационной формой предпринимательской деятельности, выражающей отношения собственности и инвестирования, особую систему хозяйствования, но как экономическая категория, он имеет собственное содержание и различные формы проявления.
Особая экономическая роль лизинговой деятельности состоит в том, что, с одной стороны, способствует становлению частной собственности на средства производства, а с другой – ведет к ее преодолению, поскольку в процессе лизинга происходит развитие государственной собственности, а при определенных условиях превращение ее в частную, общую совместную или долевую.
Общепризнано, что лизинг тесно связан с арендным механизмом, но при этом имеет более сложную, тройственную экономическую основу и сохраняет одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые в совокупности образуют новую организационно-правовую форму бизнеса. В нем реализуется комплекс имущественных отношений, связанных с передачей средств производства во временное пользование путем их купли и последующей сдачи в аренду.
Лизинг представляет собой сложное социально-экономическое явление, выполняющее ряд функций по формированию многоукладной экономики и активизации производственной деятельности.
На протяжении длительного периода времени экономическая сущность лизинга остается спорной. Его содержание и роль в теории и практике трактуется по-разному, а порой и противоречиво. По мнению отдельных ученых "значение лизинга в России по большому счету по-настоящему не оценено до сих пор ни государством, ни бизнесом, ни представителями науки. А отдельные всплески его активности скорее дань моде, чем проявление настоящей заботы государства о развитии этого эффективного и всемирно признанного инвестиционного инструмента"[3].
Лизинг (прежде всего финансовый) стал одним из важнейших направлений инвестиционной политики развитых государств в продвижении ими на мировом рынке дорогостоящего оборудования и освоения новых технологий на отдельно взятом предприятии. Высокая результативность применения механизма лизинга, позволяющего выгодно согласовать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний, возможна и на российском рынке, активно интегрирующимся в мировое экономическое пространство.
Рассматривая особенности функционирования субъектов предложения лизинговых услуг, можно отметить, что они являются промежуточным звеном, включающим в себя структуры реального и обслуживающего секторов экономики. В настоящее время на российском лизинговом рынке насчитывается более 200 реально действующих компаний, хотя удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций не превышает 2%, в то время как в ведущих и успешно развивающихся странах этот показатель достигает 25 – 30%. Например, лизинг в США является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении ряда лет приходится более 30% инвестиций в оборудование.
Основной экономической составляющей лизинговых отношений являются лизинговые платежи – сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное право пользования имуществом. Их сумма, форма и периодичность устанавливаются договором лизинга, а расчет регламентируется Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей от 16.04.199 г.
Для обеспечения экономического роста необходимо создавать новую технологическую базу, инвестировать ресурсы в реальные секторы экономики. В связи с этим следует освободить лизинговые операции от налога на добавленную стоимость, лизинговые компании – от налога на прибыль, получаемую от операций финансового лизинга; использовать ускоренную амортизацию инновационного оборудования при любом режиме его финансирования, включая собственные источники предприятий и долгосрочные кредиты; освободить банки от налога на прибыль, полученную от кредитования покупки производственного оборудования, осуществляемой как предприятиями, так и лизинговыми компаниями.
Экономическое государственное регулирование в настоящее время должно включать дополнительные рычаги воздействия на развитие рынка лизинговых услуг в виде определения специальной ставки Центрального банка предназначенной для осуществления кредитных операций, механизм которых заложен в лизинговых отношениях.
Для стимулирования развития и стабилизации рынка лизинговых услуг необходимо построение отношений, согласно которым инициатором будет являться лизингополучатель, а не лизингодатель. При построении оптимальной схемы реализации лизинговых отношений необходимо достижение эффекта баланса между субъектами этих отношений, исходя из их индивидуальных условий.
Таким образом, с учетом ограничений в виде относительных и абсолютных показателей эффективности возможного инвестирования в реальные секторы экономики подтверждается целесообразность реализации технологии лизинга как одного из направлений при построении экономической системы государства, адекватной развитию общественных отношений.
Статьи по теме:
Экономическое содержание, признаки, принципы и функции страхования
Анализ сущности страхования позволяет характеризовать его как особую категорию, которая характеризуется следующими чертами:
– во-первых, страхование – это экономическое отношение, в котором участвуют, как минимум, две стороны – страховщи ...
Классификация новых видов активных банковских операций
Лизинговые операции.
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народ ...
Процедура торговли
В биржевом кольце (яме) торговля ведется в строго установленное время, называемое биржевой сессией, по четко оговоренным правилам. Биржевая сессия ограничена по времени дня, ее начало и конец жестко фиксированы и, как правило, обозначаютс ...