Развитие в Российской Федерации рыночных отношений предполагает самостоятельность и независимость товаропроизводителей при многообразии форм собственности. Оно означает также конкуренцию субъектов хозяйствования, формирование цен на основе механизма спроса и предложения и использование налоговых, денежно-кредитных и других экономических инструментов регулирования. В этих условиях, естественно, прямое банковское кредитование не может быть единственной формой кредитно-финансового обслуживания хозяйственных единиц. Одной из большого числа новых перспективных форм подобного обслуживания является факторинг. Однако, важнейшая предпосылка его эффективного осуществления в том виде, в котором он практикуется во всем мире, – распространение коммерческого кредитования.
В СССР коммерческий кредит широко практиковался в 20-е гг., в период наивысшего развития рыночных отношений. При этом его использование, с одной стороны, явилось естественным результатом товарно-денежных отношений, перехода государственных предприятий на хозяйственный расчет и расширения частной инициативы, а с другой – необходимой предпосылкой и одним из условий успешного проведения денежной реформы 1922-24 гг., стабилизации курса рубля и создания устойчивой советской валюты (червонца).
Однако, в результате реформы кредитной системы 1930-32 гг., явившейся отражением происшедшей централизации и административной монополизации всех сфер хозяйственной жизни, коммерческий кредит был лишен права на существование и заменен прямым банковским кредитованием. В экономической теории и практике возобладало мнение, что коммерческий кредит не соответствует достигнутому уровню социалистических производственных отношений, плановому руководству народным хозяйством и является тормозом на пути развития экономики. Естественно, при переходе экономики страны на рыночные отношения идеологические догмы не могут остановить процессов, порождаемых реальными потребностями хозяйствующих субъектов.
Роль коммерческого кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Коммерческое кредитование приводит к уменьшению объема прямого банковского кредитования, и, следовательно, массы денег в обращении; улучшает и децентрализует механизм мобилизации денежных ресурсов, повышает маневренность предприятий по использованию финансовых ресурсов. Отношения между предприятием-кредитором и предприятием-должником по коммерческому кредиту носят равноправный, взаимовыгодный характер, предполагают обоюдный контроль и ответственность и, в конечном итоге, укрепляют их экономическую самостоятельность. Важным моментом представляется и то, что при реализации товара на условиях коммерческого кредита происходит хотя и предварительное, но реальное признание общественной полезности товара, что способствует повышению степени товарной обеспеченности денежной массы.
В России факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям.
На протяжении ряда лет факторингом в России пробовали заниматься и АКБ "Менатеп", и "Тверьуниверсалбанк", и "Мост-банк", и многие другие. В силу ряда объективных и субъективных причин ни одна из этих попыток не закончилась успехом.
Однако уже сегодня факторинговый бизнес в России представлен несколькими крупными операторами факторинговых услуг, о которых было сказано выше.
Статьи по теме:
Показатели прибыльности, рентабельности
Показателями, характеризующими результаты деятельности кредитных организаций, являются прибыль и рентабельность, эффективность использования финансовых ресурсов.
Прибыль имеет большое значение для акционеров банка, банковских работников, ...
Основные виды потребительского кредита
Потребительский кредит на неотложные нужды - это наиболее универсальный вид потребительского кредита, предоставляемый банками физическим лицам.
Понятие "неотложные нужды" может толковаться потенциальными заемщиками довольно-так ...
Фондовые биржи
На фондовых биржах идет торговля акциями фирм и предприятий. Акция - это кусок бумаги, документ, который подтверждает право его владельца на долю в предприятии, то есть он становится собственником предприятия. Эта биржа интересна хотя бы ...