Особенностью страховой деятельности в РФ является наличие, порой неявное, института уполномоченных страховых компаний. Механизмом придания статуса уполномоченной страховой компании являются, как правило, конкурсы и тендеры. Процедура и механизмы конкурсного отбора уполномоченных компаний не решены законодательством в общем случае, что предоставляет прекрасную возможность консервации неконкурентных форм распределения объемов страхового рынка между страховыми компаниями.
Главным недостатком правового регулирования страховой деятельности является ничтожно малая проработка порядка проведения некоторых моделей страхования. Начало работы отечественного страхового рынка перед зарубежными страховщиками подводит к тому времени, когда уже просто придется серьезно задуматься о проблеме развития данного участка страхового законодательства.
Определенные законодательством механизмы регулирования деятельности страховых компаний по своим принципам в целом соответствуют мировой практике, но их неактивное применение не способствует эффективному росту качественных показателей отечественных страховщиков. Основное внимание в нормативах контроля и регулирования уделяется управлению активами и обязательствами страховой компании.
Устройство надзора и контроля охватывает в себе регулирование ряда показателей и процедур деятельности страховой компании:
- уставный капитал;
- лицензирование;
- формирование тарифов страховых взносов;
- формирование и структура резервов;
- соответствие нормативам платежеспособности;
- перестрахование;
- ограничение размеров единичных рисков;
- инвестиционная политика[41].
Все системы страховой деятельности в Российской Федерации осуществляются на основании лицензии, очерёдность выдачи которой заведомо регулируется законодательством, а проведение лицензирования входит в компетенцию органов страхового надзора. В соответствии с нынешним порядком прохождения процедуры лицензирования выдачи лицензий страховым и перестраховочным компаниям по существу идентичны. Различия заключаются только в списке документов, представляемых для получения лицензии на страховую деятельность. Сроки рассмотрения документов на лицензирование составляют в среднем шесть месяцев. За выдачу лицензии взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством. Лицензия может быть выдана па проведение обязательного и добровольного страхования, на виды, перечисленные в Классификации по видам страховой деятельности.
Одним из необходимых условий для прохождения лицензирования является оплаченный уставный капитал. В настоящее время существующие квоты на оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой компании определяются Условиями лицензирования. Помимо того, Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определены минимальные размеры уставных капиталов страховых организаций. Согласно закону минимальный уставный капитал должен составлять:
не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
не менее 35 тыс. - при проведении страхования жизни;
не менее 50 тыс. - по перестрахованию.
Ранее этот норматив не устанавливался, что не позволяло обеспечить необходимый уровень платежеспособности страховои компании не только в процессе ее работы, но и на этапе создания.
Основой финансовой устойчивости страховщиков при проведении страховой деятельности является наличие у них оплаченного уставного капитала, достаточных страховых резервов, проведение надежной инвестиционной и тарифной политики, а также создание эффективной системы перестрахования.
Статьи по теме:
Основные проблемы ипотечного кредитования в России
Процесс подготовки и совершения ипотечного кредитования не всегда проходит гладко для потенциальных заемщиков. Основные проблемы ипотечного кредитования, с которыми они сталкиваются, как правило, заключатся в следующем:
Проблемы с банком ...
Публикация итогов выпуска ценных бумаг
Публикация итогов выпуска ценных бумаг должна производиться банком-эмитентом в том же печатном органе, где было опубликовано сообщение о выпуске.
Дополнительный выпуск акций в результате приводит к увеличению трех элементов собственного ...
Управление
процентной политикой
Управление процентной политикой банка обусловлено процентным риском. Процентный риск означает, что средняя стоимость привлеченных средств банка, т.е. депозитов и взятых взаймы денег, связанная с предоставлением кредита, может превысить в ...