При проведении анализа совокупных расходов банка необходимо исходить из их классификации по наиболее важным признакам.
По форме осуществления расходы бывают процентными и непроцентными; по экономическому содержанию – операционные, функциональные и прочие; по периодичности возникновения – текущие и единовременные; по отношению к объему совершаемых операций – постоянные, условно-переменные; по экономической роли – основные и накладные; по способу включения в себестоимость – прямые и косвенные. По составу расходы могут быть одноэлементными и комплексными; по участию в технологическом процессе – банковские и небанковские; по эффективности – производительные и непроизводительные; по порядку учета для целей налогообложения – учитываемые для целей налогообложения и не учитываемые.
Основным источником анализа расходов банка также является Отчет о прибылях и убытках (ф. №102).
К процентным доходам банка относятся:
К непроцентным доходам банка относятся: комиссионные расходы, расходы по операциям с торговыми и инвестиционными ценными бумагами с иностранной валютой и другими валютными ценностями; другие текущие расходы – уплата комиссий по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой, за кассовые, расчетные услуги, по инкассации, за полученные гарантии. В соответствии с МСФО операционными расходами называют часть непроцентных расходов, связанных с функционированием банка. Это затраты на персонал, амортизацию основных средств, профессиональные услуги (охрану, связь и др.), рекламу и маркетинг, административные расходы, обесценение стоимости основных средств, амортизация гудвила, возникающая при приобретении ассоциированных дочерних компаний, прочие налоги, за исключением налога на прибыль, прочие расходы.
По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на 3 группы:
1. Расходы, относимые на себестоимость банковских услуг и уменьшающие налогооблагаемую базу;
2. Расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу;
3. Расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы.
Высокий удельный вес в расходах банка занимают расходы по содержанию его аппарата управления и занимают второе место после расходов на приобретение ресурсов. Эти расходы делятся на расходы, которые при расчете налогооблагаемой прибыли уменьшают величину полученных банком доходов и которые не учитываются при расчете налогооблагаемой базы.
Необходимо проводить анализ отношения всех административных расходов и каждого вида в отдельности к совокупности и процентным доходам банка и его активам.
Получение прибыли является одной из основных целей любой предпринимательской деятельности. Прибыль представляет собой объективный показатель, характеризующий состояние жизненного цикла производственных и финансовых структур в процессе прохождения ими каждого этапа развития.
Индивидуальный уровень прибыли кредитной организации позволяет оценить эффективность ее функционирования (конкурентоспособность) на данном рынке по сравнению с аналогичными банками.
Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых результатов кредитной организации, позволяющим решать такие важные задачи, как наращивание величины собственного капитала, пополнение резервных фондов, финансовые капитальные вложения, поддержание имиджа, платежеспособности и др. Если получаемая банком прибыль капитализируется, то это ведет к самовозрастанию его рыночной стоимости.
Статьи по теме:
Понятие и формы осуществления страхования
Предпосылки возникновения страховых отношений находятся в основах человеческого существования, присущи природе человека, на что справедливо указывали многие исследователи.[1] Любая деятельность как активное вмешательство в объективно суще ...
Порядок начисления ежемесячной страховой выплаты
Сегодня правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном ...
Электронные системы расчетов в торговых точках
Важным направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейших электронных средств является представление им электронных услуг в магазинах.
Финансовые услуги, оказываемые в торговых точках, состоят в следующем:
– проверка и ...