Организация кредитного процесса в банке

Материалы » Формы и виды обеспечения возвратности кредита » Организация кредитного процесса в банке

Страница 1

Кредитный процесс коммерческого банка – это технологии банка по предоставлению кредита, его оформлению, погашению с соблюдением основных норм банковской деятельности, принятию мер по снижению рисков и получение соответствующего дохода [17].

При осуществлении кредитных операций необходимо учитывать следующие базовые принципы кредитования в рыночных условиях: возвратность ссуженой стоимости, срочность (т. е. строгое соблюдение сроков погашения ссуды), платность (выплата процентов за право использования ссуды), обеспеченность (наличие альтернативного источника возмещения кредитору ссуженой стоимости в случае неспособности заемщика погасить ссуду), дифференцированность (разным заемщикам ссуда предоставляется на разных условиях), целевое использование (ссуда, как правило, может использоваться лишь для оплаты заранее согласованных с банком расходов), договорной характер отношений с клиентами (возможность учета индивидуальных требований и допустимость компромисса, а также обязательное оформление ссуды путем заключения договора в письменной форме, формулирующего взаимные обязательства сторон).

Строгое соблюдение принципов рыночного кредитования позволяет снизить рискованность этого вида операций для кредитора.

Организация кредитного процесса в коммерческом банке должна быть направлена на то, чтобы обеспечить возврат выданных ссуд в срок и с процентами. Важнейшими элементами управления кредитным процессом являются:

1) система сбора и анализа информации;

2) определение четкой политики и процедуры кредитования;

3) оценка кредитоспособности клиента и кредитных рисков;

4) тщательное документирование и юридическое оформление всех операций.

В основе правильной организации кредитного процесса лежит тщательно разработанная кредитная политика банка, в которой должны быть отражены следующие ключевые моменты:

• стратегия кредитования и задачи управления кредитным портфелем (типы кредитов и клиентуры, классификация кредитов в зависимости от их качества, особенности подхода к оценке рисков, критериальный уровень принимаемого банком риска, степень концентрации рисков по отраслям и клиентам, целевой уровень доходности, процентная политика, целевые изменения размера и структуры портфеля);

• минимальные требования к клиенту для кредитования (требования к представляемым документам, прочность финансового положения, источники погашения задолженности);

• требования к обеспечению (наиболее приемлемые виды обеспечения и активов, способы исчисления стоимости обеспечения, соотношение стоимости обеспечения и суммы кредита, юридические процедуры оформления и реализации обеспечения);

• порядок санкционирования (определение функций кредитного отдела и кредитного комитета, пределов полномочий сотрудников и должностных лиц при принятии решений, распределение обязанностей и разработка процедур);

• способы контроля (порядок и периодичность осуществления работниками кредитного отдела кредитного мониторинга, проверки текущего состояния заемщиков, обеспечения, анализ кредитного портфеля, а также качества работы сотрудников и подразделений отделом внутреннего аудита, требования к составлению аналитических обзоров);

• политика формирования резервов по сомнительным долгам и порядок работы с проблемными ссудами.

Отсутствие такого документа или его непроработанность имеют следствием слабость кредитного портфеля и рост внутрибанковских злоупотреблений.

Процесс кредитования можно условно разбить на ряд этапов:

1) Получение заявки, собеседование с заемщиком. Клиент при обращении за кредитом должен предоставить заявление – ходатайство (кредитную заявку) в котором указывается: цель кредита, сумма, срок, предполагаемое обеспечение. К кредитной заявке может прилагаться расчет экономической эффективности использования кредита или бизнес-план. Заявка рассматривается в сроки, которые определены в кредитной политике банка.

2) Оценка кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность заемщика – это его способность вернуть в установленные кредитным договором сроки сумму основного долга и проценты по нему [17]. Для оценки кредитоспособности заемщик предоставляет в банк финансовую и нефинансовую отчетность. Нефинансовая отчетность – качество менеджмента; страновой риск; общий уровень развития отрасли, к которой относится заемщик; конкурентное положение заемщика в отрасли; влияние изменения рыночной конъектуры на объемы производства и сбыта; степень зависимости предприятия от отдельных покупателей, поставщиков; качество выпускаемой продукции и ее ассортимент; принадлежность заемщика к банковским группам и холдингам; степень зависимости от государственных дотаций; вовлечение заемщика в судебные разбирательства; степень зависимости от аффилированных лиц. Финансовая отчетность: если заемщик – юридическое лицо- отчетность за последних 3 года; годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме; баланс; отчет о прибылях и убытках. Если заемщиком является малый бизнес или ИП – сведения о доходах и расходах; сведения об уплате единого налога на вмененный доход. Если заемщик – физическое лицо, то справка с места работы; справка о доходах.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Методы и организация контроля за валютными операциями в коммерческих банках
валютный контроль коммерческий банк Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала реализации экономической самостоятельности предприятий, путем наделения всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые опера ...

Особенности функционирования банковской системы Российской Федерации
Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место, централизованное регулирование со стороны центрального банка), а во-вторых ...

Развитие лизинговой деятельности в Республике Калмыкия
Через ОАО "Калмагролизинг" осуществляется инвестирование бюджетных средств в агропромышленный комплекс республики. Это единственная в республике компания, занимающаяся лизингом племенных животных. Предприятие является членом Ро ...