Страхование автотранспортных рисков связано с глубокими экономическими и социальными изменениями, происходящими в обществе в связи с массовой автомобилизацией, ростом парка автомобилей и интенсивности дорожного движения, а также огромными материальными потерями в результате дорожно-транспортных происшествий.
Мировое сообщество выработало универсальное средство по возмещению личного и имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, пострадавшим на автомобильных дорогах, – автострахование, которое покрывает риски убытков не только участников транспортного процесса от неблагоприятных для них обстоятельств, но и третьих лиц, случайно оказавшихся жертвами ДТП.
Среди всех видов транспорта особое место принадлежит автомобильному, способному с наибольшей эффективностью обеспечивать удовлетворение потребности внешнеторговых фирм в перевозках грузов. Быстрыми темпами развиваются грузовые автотранспортные перевозки, как внутри страны, так и в международных сообщениях. В республике по объемам перевозок грузов автомобильный транспорт превосходит все другие виды транспорта вместе взятые. Ежегодно увеличиваются объемы международных пассажирских перевозок, растет международный автотуризм, что способствует росту ДТП и несчастных случаев, потерь при перевозке грузов. В конечном итоге это приводит к большим моральным и социальным утратам в обществе. Одной из важнейших проблем создания полномасштабного страхового рынка в Беларуси является формирование современной законодательной базы, основанной на изучении и взвешенном использовании опыта мировых стандартов, обеспечивающих сбалансированность интересов страхователей и страховщиков в проведении страховых операций.
Введение обязательного страхования автогражданской ответственности и вступление Республики Беларусь в международную систему «Зеленая карта» требует неотложного решения проблем, существующих в страховании автомобильного транспорта.
Вышеизложенное и предопределило выбор темы и обусловило цель дипломной работы.
На страховом рынке республики наиболее динамично развивается сектор страхования средств автотранспорта, как личного, так и находящегося на балансе предприятий. Этому способствовало введение в 1999 году обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и принятия Республики Беларусь в европейскую систему страхования «Зеленая карта» в 2003 году.
Автомобильный транспорт является одним из основных элементов экономического потенциала страны. Автомобилизация имеет большое значение для развития экономики и социальной сферы, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, способствует становлению и развитию рыночных отношений, международных социально-экономических связей. Вместе с тем, наблюдается рост негативных последствий развития автомобилизма. Это относится к гибели людей на автомобильных дорогах в результате ДТП и росту социальной напряженности в обществе в связи с угоном и кражей автомобилей.
Мировое сообщество, однако, выработало универсальное средство по возмещению личного и имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, пострадавшим от угона или кражи транспортного средства, – автострахование, которое покрывает риски убытков не только участников транспортного процесса от неблагоприятных для них обстоятельств, но и третьих лиц, оказавшихся жертвами ДТП. Учитывая состояние и перспективы развития автомобилизации в Республике Беларусь, а также зарубежный опыт страхового дела, можно с уверенностью сказать, что автострахование занимает одно из ведущих мест среди других видов страхования. Удельный вес взносов по операциям страхования автомобильного транспорта в объеме страхового рынка составляет более 40%, автогражданское страхование на сегодняшний день формирует до 80% страхового портфеля страховых организаций, работающих на рынке автотранспортного страхования.
- Экономическая сущность страхования ответственности
- Система «Зеленая карта»
- Юридические основы проведения страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- Республика Беларусь в системе «Зеленая карта»
- Заключение договора страхования «Зеленая карта»
- Прекращение, переоформление договора страхования «Зеленая карта»
- Урегулирование страхового случая по договору страхования «Зеленая карта»
- Общая характеристика ЗАСО «ТАСК»
- Анализ итогов страховой деятельности ЗАСО «ТАСК» за период с 2005–2007 гг.
- Структура и динамика страховых выплат ЗАСО «ТАСК»
- Заключение
Статьи по теме:
Характеристика и функции коммерческих банков
Главным их отличием от центральных является отсутствие права эмиссии банкнот.
Среди коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специальные банки.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ банк осуществляет все или почти все виды банковских операций ...
Управление краткосрочными активными операциями
Одной из важных сторон банковского менеджмента является управление активами коммерческого банка. В настоящее время мировая банковская практика выделяет три основных метода управления активами:
1) общий метод распределения средств, или об ...
Источники регулирования страховых отношений
Можно придерживаться традиционной классификации источников правового регулирования страхования по их юридической силе.
Самой верхней ступенью является Конституция РФ, которая устанавливает право на охрану собственности в статье 35, при р ...