Проблема гарантированного обеспечения материальных интересов пострадавших от дорожно-транспортных происшествий занимала умы законодателей ряда стран Европы несколько десятилетий. В результате многих правовых решений появился такой вид страхования, как страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объектом которого является ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам при использовании транспорта его владельцем или водителем.
Практически во всех европейских странах страхование автогражданской ответственности является обязательным.
Впервые страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей было введено в Дании в 1927 году, затем в 1930 году в Англии, в 1932 году в Швейцарии, в 1935 году в Чехословакии, в 1939 году в Германии. Несколько позднее оно было принято в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Румынии, Югославии и в других странах Европы [21, 17].
Однако принятые законы не обеспечивали выплату страхового возмещения пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, виновником которого являлся иностранный гражданин, поскольку виновное лицо покидало страну пребывания до того, как к нему могла быть предъявлена претензия о возмещении ущерба. Особую остроту этот вопрос приобрел после второй мировой войны, в период бурного роста дорожного движения в европейских странах.
Проблема создания системы, которая давала бы возможность обеспечить, во-первых, защиту интересов потерпевшей в результате дорожно-транспортного происшествия стороны в любой стране посещения, а во-вторых, иностранный гражданин, являющийся владельцем или водителем транспортного средства, зарегистрированного за рубежом, не должен был бы встречать препятствий в стране посещения в виде различных требований и ограничений, определяемых национальным законодательством об обязательном страховании автогражданской ответственности, была поднята в 1946 году Комитетом по транспорту при Европейской Экономической Комиссии. По инициативе Подкомитета по автотранспорту была создана рабочая группа. На встрече представителей данной рабочей группы в мае 1948 года было внесено предложение о введении в действие международной системы по страхованию автогражданской ответственности, основанной на системе, которая действовала в течение нескольких лет перед этим в скандинавских странах. Так было положено начало создания системы, получившей название «3 еленая карта». По предположению некоторых специалистов, такое название система получила исходя из цвета документа, подтверждающего наличие договора страхования.
В 1949 году был создан координирующий орган системы «Зеленая карта» – Совет Бюро, руководство и секретариат которого находятся в Лондоне. Совет Бюро – это ассоциация национальных Бюро стран участниц, высший орган которого – Генеральная Ассамблея.
В декабре 1951 года Совет Бюро сообщил Европейской Экономической Комиссии в Женеве о создании структуры по введению системы «3 еленая карта». Система вступила в силу с 1 января 1953 года. Она основана на заключенных странами-участницами между собой двусторонних соглашениях.
Основополагающими принципами соглашения являются:
- признание страной, которую посетило иностранное лицо, страхового покрытия его гражданской ответственности, которую он несет как владелец автотранспортного средства, согласно законам страны пребывания;
- страховые организации страны, где произошел ущерб, уполномочены регулировать от имени страховой организации иностранного виновника происшествия претензии, пострадавших лиц своей страны за ущерб, причиненный им при эксплуатации автотранспортного средства.
Создание системы «Зеленая карта» должно было обеспечить достижение двух основных целей:
- интересы потерпевшей стороны должны быть защищены в любой стране посещения в случае дорожно-транспортного происшествия, виновником которого является иностранный гражданин;
- иностранный гражданин, являющийся владельцем или водителем автотранспортного средства, зарегистрированного за рубежом, не должен встречать препятствий в стране посещения в виде различных требований и ограничений, определяемых национальным законами об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельца.
Эти цели были достигнуты, и их первостепенное значение сохраняется по сегодняшний день.
В сущности, «Зеленая карта» – это страховой полис, который базируется на законе об обязательном страховании ответственности владельца транспортного средства и подтверждает наличие у него страхового покрытия, действительного на территории стран – членов системы «Зеленая карта». В каждой стране-участнице системы «Зеленая карта» страховыми организациями создается Бюро, которое выполняет две основные функции:
Статьи по теме:
Методика оценки кредитоспособности заемщика
Целью проведения анализа финансового положения Заемщика Банка (является определение кредитоспособности Заемщика, т.е. его возможности своевременно возвратить получаемый кредит (с уплатой процентов) за счет собственных средств. Результатом ...
Страховые резервы, их виды и назначение.
Важнейшей особенностью финансово-хозяйственной деятельности страховщиков является формирование страховых резервов для обеспечения финансовой устойчивости и выполнения обязательств перед клиентами. Они отражают величину обязательств страхо ...
Система "Клиент-Банк"
Система "Клиент-Банк" - автоматизированная компьютерная система электронных расчетов через модемную связь.
Данная программа дает возможность одновременно работать с одними и теми же банковскими документами из существенно удален ...