Кредитование малого и среднего бизнеса растет впечатляющими темпами. Однако для большинства малых предприятий доступ к заемным средствам все еще ограничен: подход банков к оценке их бизнеса остается крайне жестким.
Кредитование малого и среднего бизнеса по-прежнему остается очень привлекательным сегментом для российских банков. С каждым годом многие банки запускают новые специализированные программы кредитования МСБ (в том числе начато сотрудничество с Российским банком развития, реализующим государственную программу поддержки МСБ). Многие финансовые институты смягчают требования к потенциальным заемщикам, в частности в отношении обеспечения.
Стремительный рост кредитования привел к заметному увеличению кредитного портфеля МСБ – на 14,5% по сравнению с началом года. По темпам роста портфеля кредитование МСБ в России продолжает со значительным отрывом опережать корпоративный сегмент (1,9%) и розничное кредитование (2,8%). В результате доля МСБ в условиях кризиса в портфеле кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям устойчиво растет.
Устойчивый рост кредитования сопровождается усилением конкуренции между участниками рынка. Предложение опережает спрос, все банки заявляют о снижении комиссии и ставок, смягчают требования к залогам. Очевидно, что в условиях столь активной конкурентной борьбы и все еще недостаточного числа надежных заемщиков доступ на рынок новых участников сильно затруднен. Действующие на рынке банки вынуждены конкурировать за ограниченное число хороших заемщиков.
Последние годы стали важным этапом в продвижении к стратегической цели Русь-Банка – завоеванию лидерских позиций в сегментах розничного бизнеса и кредитования среднего и малого бизнеса. Развитие розничного направления деятельности и расширение банковских услуг для предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ) базируются на уникальной маркетинговой модели, основная суть которой и выражается слоганом «Близкий Вам Банк!». Улучшая качество обслуживания, совершенствуя продукты и услуги, постоянно предлагая своим клиентам интересные акции и программы, ОАО Русь-Банк существенно нарастил клиентскую базу. При этом хорошую динамику заявил розничный портфель Банка, продемонстрировав устойчивый рост выше рыночных показателей. Объем привлеченных в 2009 году средств розничных клиентов превысил 6,9 млрд. рублей.
Активно развивается Программа кредитования среднего и малого бизнеса, в рамках которой к концу 2009 года было выдано более 1350 кредитов на сумму 2,9 млрд. рублей. Действующий кредитный портфель СМБ за 2009 год вырос в 3,5 раза и составил 2,5 млрд. рублей.
Последовательно укреплялось сотрудничество ОАО Русь-Банка с главным стратегическим партнером – Группой компаний «Росгосстрах». Особое внимание в этой работе уделено развитию совместных розничных и корпоративных программ. Банк оптимистично рассматривает итоги прошедшего года, конкретными результатами подтвердившего правильность выбранной стратегии и эффективность организации работы на всех уровнях.
Но даже в условиях расширения господдержки доступ к заемным средствам для значительного числа небольших предприятий крайне ограничен из-за очень жесткого подхода банков к оценке их бизнеса. Нами проведена оценка кредитоспособности предприятия по методике ОАО «Русь-банка». Формальный рейтинг финансового положения ООО «Курск-Мебель» составил 140 баллов, что классифицируется как «среднее». Сотрудничество ОАО «Русь-Банк» и ООО «Курск-Мебель» не противоречит интересам банка. По результатам анализа было принято положительное решение о выдаче кредита.
Очевидно, что для расширения доступа к деньгам малым предприятиям необходимы меры, отличные от снижения ставки рефинансирования. Ведь ставка определяется уровнем рисков, а риски по малым предприятиям для банков все еще очень высоки. В 2010 году государственная поддержка рынка осуществлялась в рамках программ Российского банка развития и через деятельность гарантийных фондов. В рамках программы «Рефинансирование» Российский банк развития предоставил банкам-партнерам около 23 млрд. рублей кредитных ресурсов, что составляет менее 1% общего объема рынка. Вместе с тем государственная программа РосБР поддержала рынок финансирования малого и среднего бизнеса в особенно тяжелые моменты, когда у банков не было доступа к дешевым ресурсам. В период кризиса ставка по кредитам, предлагаемым РосБР банкам-партнерам, была достаточно конкурентной, но в первом полугодии внутренняя стоимость собственной пассивной базы кредитных учреждений оказалась ниже. Так, по состоянию на 1 июля 2010 года средняя ставка по кредитам МСБ, предоставленным банками по программе «Рефинансирование», составила 15,3%, что сопоставимо со средневзвешенными ставками по собственным программам банков. Во втором полугодии РосБР пошел на удешевление стоимости предоставляемых ресурсов как по новым, так и по уже действующим программам. В настоящее время потребность в значительном расширении действующей программы РосБР отсутствует, однако стоит перенаправить часть незадействованных средств в те регионы, где наблюдается пониженная кредитная активность банков в сегменте МСБ.
Статьи по теме:
Сущность стратегического управления коммерческим
банком
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60- 70 гг. ХХ века. Для того чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения тако ...
Денежно-кредитная политика Центрального банка
Сохранение стабильной покупательской способности денежной единицы и обеспечение эффективности системы денежных платежей и расчетов – являются основными задачами, которые Центральные банки преследуют в области денежно-кредитной политики.
...
Лизинг. Факторинг. Форфейтинг
Кроме традиционных активных операций, таких, как кредитование юридических и физических лиц, прямое и портфельное инвестирование, кассовые и расчетные операции, коммерческие банки стали проводить посреднические операции. Интерес к таким оп ...