Относительно новым направлением банковского финансового менеджмента, к которому активно подключаются коммерческие банки России, сформировавшие и реализующие прогрессивную банковскую политику, является комплексное управление банковским портфелем. Это достигается путем согласования пассивов и активов по ряду основных показателей:
– по срокам (управляется процентный риск и риск ликвидности);
– по стоимости (управление доходностью);
– по чувствительности процентных ставок к изменениям окружающей среды (управляется процентный риск);
– по образованию резервов против рисков (кредитный риск и риск ликвидности);
– по договорным режимам: условий, защиты, санкций и т.д.
Основная задача управления состоит в формировании структуры баланса банка, обеспечивающей равновесие в достижении целей – с одной стороны, необходимого и достаточного уровня ликвидности, а с другой – долгосрочной стабильности с точки зрения доходности операций и прироста капитала в рыночной оценке.
Наилучшая банковская политика состоит в том, чтобы обеспечить распределение пассивов и активов, обеспечивающее:
1. Достаточную степень надежности, что выражается в грамотном распределении активов по функциональным группам на условиях возвратности.
2. Достаточную степень ликвидности, что выражается в управлении портфелем активов по условиям срочности.
3. Достаточный уровень рентабельности, что выражается в максимизации доходности активных операций и одновременной минимизации расходов на привлечение средств.
В большинстве российских коммерческих банков руководство ориентировано на решение текущих, а не стратегических задач, которые в основном связаны с кредитованием торговли и операциями на фондовых и валютных рынках. В этой связи представляется необходимым использование отечественными банками такого зарубежного опыта, как определение миссии, стратегическое (долгосрочное) планирование на основе понимания возможностей банка и мониторинга рыночной ситуации, SWOT-анализ и других применительно к портфелю активов. Важную роль при этом играет определение целей портфеля.
В качестве целей могут быть избраны следующие показатели: увеличение справедливой стоимости портфеля, объем портфеля и его совокупная доходность / рентабельность (наряду с установлением диапазонов рентабельности для отдельных групп активов), структура портфеля по различным критериям (рискованность, уровень диверсификации, применяемые инструменты, обслуживаемые группы клиентов и др.), значения коэффициентов, характеризующих качество портфеля, доля банка в конкретных рыночных сегментах. Увеличение справедливой стоимости портфеля представляет собой интегральную целевую установку, на достижение которой направлены все остальные цели.
Умение находить «золотую середину», т.е. поддерживать разумные соотношения между этими параметрами, составляет содержание банковского дела как искусства.
[1]Кочмола К. В. Портфельная политика коммерческого банка. — Ростов на/Д. 2000. — 55 с.
[2] Пашков A.M. Оценка качества кредитного портфеля // Деньги и кредит. — 1997. - № 5. - С. 29-30.
[3]Кокин А. С, Шумкова К.Г. Оценка лимита риска при кредитовании банками промышленных предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей. — Нижний Новгород: НИСОЦ, 2002. - 80 с.
Статьи по теме:
Функции и роль страхования как экономической
категории
В странах с развитой рыночной экономикой страхование играет важную и многоплановую роль. По мнению Ю.А. Сплетухова и Е.Ф. Дюжикова, в связи с этим можно выделить четыре функции страхования: функцию возмещения убытков, социальную, инвестиц ...
Направления
совершенствования бухгалтерского учета расчетов банка с персоналом по оплате
труда
В качестве совершенствования бухгалтерского учета расчетов банка с персоналом по оплате труда предлагаем рассмотреть интегрированную банковскую систему «Центавр Омега».
ИБС «Центавр Омега», это:
– современные банковские технологии;
– м ...
Методы расчета издержек банка и их влияние на оценку эффективности работы
банковского сектора
Классификация доходов коммерческого банка представлена в таблице 3. Для увеличения совокупных доходов коммерческие банки стремятся постоянно расширять число обслуживаемых клиентов, ускорять оборот денежных средств, улучшать структуру дохо ...