В сфере банковских услуг промышленно развитых стран в последние два десятилетия произошли значительные изменения. Примерно с начала 70 х годов банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленных, так и частной. По сути это было начало нового этапа развития банковских услуг. В плане взаимодействия с клиентами он включил в себя два основных направления деятельности банков.
Первое направление было связано с качественным совершенствованием уже существующих видов услуг. Так, в сфере кредитования, многие банки ввели новые формы, в том числе и для частных клиентов, такие, как: Bridging loan (ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи заемщику его старого дома) ; Housing loan (ссуда на покупку дома физическим лицам, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью); Home impravement loan (ссуда на улучшение (ремонт) дома) и другие.
Для клиентов юридических лиц стали применяться: Business start loan и business development plan; Acquisition (ссуда на покупку активов другой фирмы).
Второе направление развития банковских услуг заключалось в поиске и развитии банками принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиентов.
Характерным примером может служить функциональная эволюция Доверительно-сберегательного банка в Великобритании. Основной задачей этого банка являлось аккумуляция сбережений граждан в так называемые “пулы” и размещения собранных сумм во вклады в акционерных коммерческих банках под определенных процент. Начиная с 1976 года с выходом закона “О Доверительно-сберегательном банке” банк стал намного активнее развивать услуги, предоставляемые им своим клиентам: с 1977 года - ссуды частным лицам, с 1978 года - кредитные карточки (“Trastcard”), с 1979 года – ипотечный кредит. Далее банк приступил к выпуску и размещению собственных акций на фондовой бирже. Но именно доверительные операции получили максимальное развитие в его деятельности. Этот опыт Доверительно-сберегательного банка стал распространяться на коммерческие банки других промышленно развитых стран.
Многие коммерческие банки в современных условиях предлагают своим клиентам до 300 разнообразных видов услуг. В некоторых странах были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучение программ рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).
Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки приступают к оказанию нетрадиционных услуг, в том числе тех, которые были раньше прерогативой специализированных институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции, брокерские сделки. Важным источником прибыли банков стал “гонорарный бизнес”: лизинг, факторинг, разного рода консультации и информационный сервис, кредитование комплексного строительства промышленных объектов “под ключ” с последующим участием в прибылях. Например, 45% финансирования лизинга и 2/3 объема факторинга обслуживают крупные коммерческие банки (данные по США).
В борьбе за клиента многие коммерческие банки делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг.
В некоторых странах были созданы так называемые небанковские банки и банки с ограниченными услугами (LIMITED-SERVICE BANKS). Создание подобных банковских структур имело целью обойти законодательные ограничения, связанные с владением банком небанковскими деловыми структурами.
Статьи по теме:
Эволюция и современная ситуация банковских систем
Банковская система прошла в своем развитии и становлении достаточно долгий путь. Мы рассмотрим ее эволюцию на примере различных стран.
Началом первого этапа в развитии банковской системы в России явилось создание в 1733г. государственног ...
Анализ итогов страховой деятельности ЗАСО «ТАСК» за период с 2005–2007 гг.
Проанализируем итоги работы ЗАСО «ТАСК» в 2007 году в сравнении с 2006 и 2005 годами.
Страховая деятельность ЗАСО «ТАСК» в 2007 году осуществлялась на основании бизнес-плана развития компании, разработанного в соответствии с Республиканс ...
Виды факторинговых операций в мировой практике
Факторинг, финансирование под дебиторскую задолженность и дисконтирование счетов-фактур – это инструменты одной сферы. Для непрофессионала они могут показаться синонимами, однако для специалиста в области финансирования торговли в них сущ ...