Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют:
в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям - 4%;
в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%
в Пенсионный фонд - 28%
Ставка единого социального налога равна 35,6 %
С 1 января 2005 года правительством планируется снизить ЕСН до 26 процентов, да еще и сохранить регрессивную шкалу. Это означает, что ставку 26 процентов планируют применять при годовом доходе работника до 300 тыс. рублей, а при доходах до 600 тыс. рублей и выше 600 тыс. рублей по-прежнему платить 10 процентов и 2 процента соответственно. Как отметил Сергей Шаталов, «правительственные задумки по единому социальному налогу потребуют существенного пересмотра системы обязательного медицинского и социального страхования, но на наш взгляд самое главное, чтобы в целях реализации реформирования обязательного страхования не пострадала гарантированность права застрахованного на обеспечение по страхованию»[5].
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.
Статьи по теме:
Влияние интервенций на валютные рынки
Интервенции на валютном рынке – это покупки или продажи Центральным банком страны иностранной валюты с целью частичного или полного контроля над валютным курсом страны. Центральные банки практически всех стран в мире с разной частотой осу ...
Методика оценки кредитоспособности заемщика
Целью проведения анализа финансового положения Заемщика Банка (является определение кредитоспособности Заемщика, т.е. его возможности своевременно возвратить получаемый кредит (с уплатой процентов) за счет собственных средств. Результатом ...
Метод аналитических группировок
Второй метод изучения анализа результатов деятельности коммерческих банков – это аналитические группировки, которые исследуют связи и зависимости между изучаемыми явлениями и их признаками.
Аналитическая группировка позволяет выявить нал ...