Одним из важнейших факторов, определяющих совершенствования развития лизинга в России, является цена кредита. Улучшение инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России является преобладающей тенденцией. С учетом этого имеется основание для пересмотра порядка начисления цены кредита в лизинговых операциях.
Согласно существующим правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остается неизменной. Сохранение прежнего порядка установление платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингового оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования.
В Федеральном законе "О лизинге" имеется глава ("Государственная поддержка лизинговой деятельности"), посвященная государственной поддержке лизинговой деятельности. В ней насчитывается 14 мер государственной поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят не обязательный, а рекомендательный характер.
Кроме того, часть этих мер носит формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной поддержки лизинговых организации названа "разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в РФ или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития РФ или региона".
Но федеральная программа развития лизинга так и осталась проектом. Так же обстоит дело и с такими мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам и лизингодателям. Примечательно и то, что все меры государственной поддержки лизинга обещаны посредникам – лизинговым компаниям и банкам, а не главному звену экономики – лизингополучателю.
Несмотря на принятие в январе 2002 г. второй версии закона "О финансовой аренде (лизинге)", заинтересованность государства в совершенствование лизинга стала затухать. По мнению отдельных экономистов, в частности доктора экономических наук, профессора РАГС, вторая редакция закона оказалась не намного лучше первой[1]. Авторы такой новации руководствовались стремлением провести терминологию указанного закона в соответствии с параграфом 6 главы 34 Гражданского кодекса РФ, который называется "Финансовая аренда (лизинг)". Но такая новация не вполне обоснована.
Во-первых, термин "финансовая аренда" для лизинга не годится по существу, т.е. по содержанию. Термин "финансовая аренда" должен, видимо, обозначать аренду финансов, но это не выдерживает критики. С определенной степенью условности его можно отнести к аренде денег. Но даже это мы называем кредитом, а не финансовой арендой.
В лизинге же арендуется оборудование. Конечно, его можно рассматривать и как долгосрочный кредит в товарной форме. К тому же это еще и очень специфическая аренда оборудования, которая существенно отличается от обычной (или традиционной) аренды. Аренда предполагает двух субъектов отношений, классический лизинг – трех, изготовитель (поставщик) оборудования, покупатель – лизингодатель и пользователь – лизингополучатель.
Далее, лизинг отличается от аренды и по объекту отношений. Арендовать можно практически любое имущество. Предметом же договора лизинга, согласно Гражданскому кодексу РФ, могут быть любые неупотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.
Статьи по теме:
Перспективы проведения эффективной процентной политики Банка России
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляцион ...
Функции коммерческого банка
Основными функциями коммерческого банка считаются:
1. аккумуляция и мобилизация временно свободных денежных средств;
2. посредничество в кредите;
3. проведение в расчетов и платежей;
4. создание платежных средств;
5. организация выпу ...
Оценка современного состояния банковской системы Российской Федерации
Уже второй год активно реализуются Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Предпринимаемые Банком России в 2008–2009 годах по инициативе правительства антикризисные меры по расширению ресурсной базы и повышению лик ...