Управление операционными рисками представляет собой систему мероприятий по их идентификации, оценке, профилактике и страхованию с целью минимизации связанных с ними финансовых потерь в процессе операционной деятельности банка.
Группировка операций банка по уровню риска позволяет определить какие из них находятся за пределами уровня допустимого риска (особенно в зоне катастрофического риска) с тем, чтобы еще раз взвесить целесообразность их проведения.
Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются:
случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации;
несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;
сбои в функционировании систем и оборудования;
неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации.
Управление операционным риском входит в систему управления рисками кредитной организации.
Группировка операций банка по уровню риска позволяет определить какие из них находятся за пределами уровня допустимого риска (особенно в зоне катастрофического риска) с тем, чтобы еще раз взвесить целесообразность их проведения.
Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются:
случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации;
несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;
сбои в функционировании систем и оборудования;
неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации.
Управление операционным риском входит в систему управления рисками кредитной организации.
Так же и в коммерческом банке залогом формирования успешной стратегии управления операционными рисками является понимание ключевых факторов, обуславливающих их возникновение, а не возможность описать данный вид рисков при помощи математического аппарата.
К таким факторам в первую очередь можно отнести:
инновационную деятельность в коммерческом банке (продвижение новых и инновационных продуктов на рынке, применение новых информационных и управленческих технологий в бизнесе);
оперативный стиль ведения бизнеса;
давление со стороны руководства и акционеров банка, государственных регуляторных органов;
низкий уровень корпоративной культуры в банке (в том числе и культуры корпоративного управления);
несовершенство кадровой политики (к примеру, отсутствие политики формирования кадрового резерва на ключевые должности).
Иными словами, управление операционными рисками - это управление качеством и культурой ведения бизнеса, а так же стандартами системы управления персоналом.
Анализ данной классификации показывает, что большая часть операционных рисков связана с деятельностью человека. В большинстве случаев убытки по операционным рискам возникают из-за ошибок сотрудников. Даже в случаях, когда убытки вызваны сбоями в работе оборудования и систем в их основе лежат ошибки человека. В приведенной таблице четыре из пяти факторов, так или иначе, связаны с деятельностью сотрудников: человеческий фактор, ошибки в управлении, технический фактор и бизнес-процессы. Поэтому в процессе управления основное внимание должно быть уделено сотрудникам структурных подразделений банка. Совершенно очевидным является то, что все ошибки сотрудников, в первую очередь связаны с низким уровнем квалификации. Большие убытки банку могут принести ошибки, допущенные при разработке руководящих документов, инструкций и юридической документации. Особо можно выделить технический фактор, выход из строя, сбои или отказы в работе информационных систем и ошибки в компьютерных программах. Для минимизации рисков в этом случае в банке необходимо разрабатывать планы на случай сбоя информационных систем и проводить тестирование программ.
Статьи по теме:
Анализ структуры функциональных подразделений
и служб Сбербанка
Обширная филиальная сеть — одно из основных конкурентных преимуществ Банка. Региональная банковская структура насчитывает более 19,4 тыс. подразделений, представлена на всей территории страны во всех субъектах Российской Федерации [24].
...
Индексный метод
Для анализа кредитных вложений и их динамики широко используют такой статистический метод, как индексный.
Индексный метод позволяет проанализировать факторы изменения скорости оборачиваемости операций. В этом случае применяются индексы с ...
Порядок выполнения приходно-расходных операций с применением платежных
карточек
В банках, использующих системы кассовой работы и «операционный день банка», в которых доступ к счетам клиентов банка осуществляется с помощью платежных карточек, операции с внесением на счета и получением со счетов наличных денег осуществ ...