факторинг Объекты факторингового обслуживания
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые трудности из-за ограниченности источников кредитования. Вследствие недоступности для них обычных рынков капитала и денежного рынка возрастает их потребность в краткосрочном коммерческом и банковском кредите, привлекаемых для пополнения оборотного капитала.
Мелкие предприятия сталкиваются с дискриминацией при предоставлении им банковского кредита: от них требуют больших гарантий. Кроме того, кредитным учреждениям невыгодно полностью удовлетворять потребности мелких предприятий в кредитах, особенно на небольшие суммы и на рискованные предприятия.
Предприятия малого и среднего бизнеса также сталкиваются с финансовыми трудностями и при экспорте своей продукции. В основном, подобные предприятия являются "пассивными экспортерами", то есть экспортируемая продукция составляет небольшой процент от их оборота, а экспортные операции производятся эпизодически, в основном, по конкретным заказам из-за рубежа.
Все это свидетельствует о том, что факторинг с его широким и гибким набором услуг является одной из самых привлекательных форм кредитования как внутренней, так и экспортной деятельности малых и средних предприятий.
Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
· предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
· операции с физическими лицами;
· предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.
Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные проблемы нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом. Факторинг, в первую очередь, выгоден предприятиям, начавшим производство нового, конкурентоспособного товара и не знакомым с новым для них рынком; осуществляющим экспансию на новые рынки; предприятиям с резкими сезонными колебаниями производства, а также предприятиям, которые имеют возможность получить значительные скидки с цены при условии оплаты своих долгов в короткие сроки.
Очевидно, что требования факторинговой компании к своему потенциальному клиенту являются достаточно жесткими. Выбор клиентов зависит от специализации, а также ряда особенностей ведения факторингового бизнеса.
Субъекты факторинговых операций.
Первые компании, возникшие в США в сфере финансового факторинга, развивались относительно независимо от банков. К тому же, до 1965 г. связи между факторинговыми компаниями и банками, в соответствии с национальным законодательством, могли быть только косвенными. Однако, уже в период с 1965 г. по 1970 г. факторинговым обслуживанием стали заниматься 12 банков США, а на сегодняшний день компаниями, входящими в банковские холдинги, осуществляется половина всех факторинговых операций в стране. В отличие от американских, западноевропейские факторинговые компании с самого начала развивались в тесной связи с банковским сектором.
В настоящее время любая факторинговая компания мира может быть отнесена к одному их трех типов:
1) компании, принадлежащие банкам или другим учреждениям кредитно- финансовой сферы;
2) компании, принадлежащие крупным промышленным компаниям и ТНК;
3) компании смешанного типа.
Факторинговые компании первого типа составляют большинство компаний в мире. Они обычно ориентируются на обслуживание рынка той или иной продукции или отрасли и предлагают широкий набор услуг в рамках факторингового обслуживания. Эти компании являются специализированными филиалами или дочерними компаниями банков, входящими, как правило, в состав диверсифицированного банковского холдинга.
Статьи по теме:
Анализ отраслевых страховых рынков в 2006-2008 гг.
Как следует из приведенной статистики, в I квартале 2008 г., несмотря на отрицательную динамику показателей отдельных сегментов, российский страховой рынок в целом продолжал расти. Снижение темпов прироста рынка относительно аналогичного ...
Общие положения
1. Положение об аукционах и конкурсах (коммерческих и инвестиционных) (далее – Положение) определяет основные правила проведения аукционов, коммерческих и инвестиционных конкурсов по приобретению объектов государственной собственности и м ...
Сущность расчетных отношений и принцип их организации
в народном хозяйстве
Именно автономность кредитных и расчетных отношений и позволяет говорить о наличии особых обязательств по кредитованию и расчетам, выделяя их в конкретные виды договорных правоотношений. Их специфика проявляется в следующем.
Во-первых, э ...