Финансирование сразу после отгрузки товара в размере до 85-90% от суммы поставки позволяет экспортерам предоставлять своим покупателям значительные отсрочки платежа, не заботясь о нехватке оборотных средств, что, несомненно, приводит к росту спроса на продукцию таких поставщиков и росту продаж. Таким образом, факторинг является средством, повышающим конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировом рынке, ведущим к упрочению связей с иностранными покупателями, что позволяет по праву называть его движущей силой торговли.
Важным показателем, коренным образом отличающим финансирование по факторингу от обычного банковского кредита, является неограниченный характер финансирования, т.е. величина предоставляемых денежных средств не ограничена каким-либо абсолютным пределом, существующим, например, при овердрафтном или револьверном кредите, а растет по мере роста торговых оборотов поставщика, поскольку выражена в виде определенного процента от величины поставок.
Существенным недостатком кредита является также сложная процедура его оформления. Поставщик намеревающийся кредитоваться под экспортные отгрузки вынужден представлять в банк большое количество документов, на рассмотрение которых банк отводит обычно не менее 2 недель. Помимо этого, получение любого кредита требует оформления залога, в то время как факторинг является беззалоговой формой финансирования.
В отличие от крупных компаний, предприятия малого и среднего бизнеса гораздо более ограничены в доступе к кредитованию вообще. Как правило, это можно объяснить тем, что предприятия такого рода уже имеют на своем балансе непогашенные кредиты, которые были взяты для старта бизнеса как такового. Значительный объем кредиторской задолженности, таким образом затрудняет доступ предприятия к заемному финансирования экспортных поставок. В данном случае факторинг также выгодно отличается тем, что авансовые платежи, полученные от фактора не отражаются в балансе предприятия как кредиторская задолженность, следовательно, не ухудшается кредитоспособность компании. Не стоит также забывать, что банковский кредит всегда имеет целевой характер - к примеру, взяв кредит под расширение производственных мощностей, в случае острой необходимости компания не сможет направить эти средства на закупку сырья, не нарушив при этом условия кредитного договора. При этом факторинговое финансирование, фактически предоставляет компании возможность самой распределять дополнительные денежные ресурсы.
Если говорить о современной практике коммерческого кредита, то практически во всех странах мира, несмотря на существование контракта между поставщиком и покупателем с оговоренным сроком платежа, оплата часто задерживается. Даже в отношениях с давними партнерами, поставщик, как правило, закладывается на дополнительную просрочку платежа, которая может достигать критических значений. Таким образом, предоставление коммерческого кредита сопряжено с риском. Простейшим проявлением такого риска является банкротство покупателя. При этом поставщик теряет некоторые или, что более вероятно, все принадлежащие ему по праву деньги. Бесспорно, юридическая процедура банкротства в западных экономиках отличается гораздо большим совершенством норм и процедур, нежели российская юридическая база. Тем не менее, процедура взимания проблемной дебиторской задолженности, может быть сопряжена с большими временными и финансовыми затратами, которые иногда ложатся непосильным бременем на продавца. Таким образом, "плохие" долги – неотъемлемая часть торговли на условиях отсрочки платежа.
Современный факторинг помогает бизнесу бороться с негативными сторонами коммерческого кредита. Экспортер получает по сути, гарантию оплаты поставленного товара - в случае неплатежа со стороны покупателя, убытки возмещаются импортной фактор-фирмой, которая предоставила лимит на данного конкретного покупателя. В отличие от обычной банковской гарантии, факторинговое покрытие также существенно проще в оформлении. Схему выставления лимита на конкретного дебитора можно представить следующим образом.
1. Экспортер представляет факторинговой компании формализованную заявку: запрос о кредитоспособности иностранного покупателя (COR: Сredit Opinion Request). Запрос состоит, как правило, из следующих пунктов:
· наименование иностранного покупателя
· юридический адрес
· контактное лицо в компании
· наименование банка покупателя и номер расчетного счета
· дата начала деловых отношений с данным покупателем
· предполагаемый годовой оборот с данным покупателем
· средний сумма поставки
· количество поставок в месяц
· срок отсрочки
2. На основании представленного запроса, экспорт-фактор направляет формализованный COR иностранной факторинговой компании в данной стране.
Статьи по теме:
Валютный контроль за банковскими операциями
Валютное законодательство РФ состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003г. и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютн ...
Анализ
степени риска портфеля на примере ОАО «Кредит»
кредитный портфель риск банк
Проанализируем степень риска портфеля конкретного коммерческого банка на примере ОАО «Кредит» (название условное) по состоянию на 01.04.2009 по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и со ...
Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
Прибыль коммерческих банков образуется за счет превышения их доходов над расходами. Обычно прибыль разделяют на валовую, соответствующую разнице между совокупными доходами и расходами до уплаты налогов, и чистую прибыль.
Основу валовой п ...