Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частота сменяемости руководства Центрального Банка, границы участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и другие официальные характеристики банка, зафиксированные в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.
Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.
Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.
Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора - они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.
В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи. Такое сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает результативность экономического регулирования.
Следует отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия фискальной политики. Во-первых, потому, что фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении правительства, во-вторых, потому, что денежно-кредитная политика формируется Центральными Банками, которые зачастую достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального Банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.
Статьи по теме:
Деятельность ОАО «Белагропромбанк» и анализ его работы
Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» (далее Банк) преобразовано из Белорусского республиканского банка Агропромбанк СССР учредительской конференцией 11 февраля 1991г. и зарегистрировано Национальным банком Республики Беларусь 3 ...
Публикация проспекта эмиссии
Банк-эмитент, осуществляющий размещение ценных бумаг, обязан уведомить потенциальных инвесторов, сообщив через средства массовой информации о проводимой им эмиссии ценных бумаг следующую необходимую информацию:
• вид, категории, типы и ф ...
Современная ситуация на
рынке ипотечного кредитования и основные тенденции развития
По информации ПФР всего с 11 января 2009 года Пенсионный фонд принял более 90 000 обращений граждан, проявивших интерес к возможности улучшения жилищных условий за счет средств материнского капитала. Это составляет почти 10% от общего кол ...