В конце 1990 г. вступили в действие законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Главной целью политики и деятельности Национального банка Республики Беларусь было объявлено обеспечение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы, поддержание стабильных цен.
В ст. 1 Закона «О Национальном банке» закреплялось, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь, находится в собственности республики, подотчетен (но не подчинен) Верховному Совету Республики Беларусь. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. утвержден Устав Национального банка.
К 1991 г. было образовано 25 банков, из них примерно половина сформирована на базе учреждений бывших государственных специализированных банков. Наиболее крупными являлись: Белорусский промышленно-строительный «Белпромстройбанк», Белорусский акционерный коммерческий агропромышленный банк «Агропромбанк», Белорусский коммерческий акционерный банк реконструкции и развития «Белбизнесбанк», Акционерный коммерческий банк «Приорбанк», Банк внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь «Белвнешэкономбанк» и Сберегательный банк Республики Беларусь.
Дальнейшее развитие банковской системы можно подразделить на следующие периоды.
Первый: 1991-1995 гг. В Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на: 2001—2010 гг., утвержденной Указом Президента 28 мая 2002 г. № 274, этот этап обозначен как период «глубокого экономического кризиса и формирования двухуровневой банковской системы» (пп. 1.1). Несмотря на ускоренные темпы образования банков второго уровня (с 1992 по 1995 г. было создано 40 банков), за это время совокупные активы (пассивы) банков относительно номинального ВВП снизились с 71,6 % до 20,3 %, валовые кредиты банков реальному сектору экономики - с 41,3 % до 11,1 %» уставный фонд банков — с 9,3 % до 1,1 %. В 1992 г. среднемесячный прирост розничных цен составил 27 % в 1993 г. - 32 %, в 1994 г. -7 %, в 1995 г. - 31% [10, с.68].
Одним из экономических факторов инфляции стал дефицит государственных финансов, покрываемый за счет кредитной эмиссии. При устойчивом снижении реальных объемов производства происходило многократное увеличение денежной массы. Рост денежной массы привел к росту цен и обесценению денежных средств, что, в свою очередь, стало причиной повышения процентных ставок по кредитам. Банковская система обрела свойство высокой рентабельности. Чтобы сдержать этот процесс, государственное регулирование деятельности коммерческих банков становилось все более активным.
Второй этап начался в 1996 г. как результат ряда политических преобразований. В Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 гг. этот период обозначен как этап, в течение которого начали создаваться предпосылки макроэкономической и финансовой стабилизации и некоторого укрепления банковской системы.
За период с 1996 по 2001 г. в Беларуси создано 28 банков. Однако на 1 октября 2001 г. в нормальном режиме функционировали только 25 банков и 510 их региональных структур. На территории Республики Беларусь действовали 8 представительств иностранных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций России, стран Балтии, Германии и Польши. Национальным банком не было зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации.
В целом можно сказать, что этот период характеризуется уменьшением количества банков в результате объединения, присоединения мелких банков к более крупным, банкротства (наиболее заметный след в этом плане оставило банкротство банков «Дукат», «Магнат-банк», «БелБалтия»). По состоянию на 1 февраля 2002 г. в Беларуси функционировало 25 банков и 4 находились в стадии ликвидации («Ингэкс», «Чистьинвестбакк», «БелБалтия» и «БелКомБанк ») [10, с.69].
На этом этапе введен в действие ряд актов, способствовавших улучшению ситуации в банковской системе,
2 мая 1996 г. был принят Указ Президента № 157 «О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности», в соответствии с которым на территории Республики Беларусь запрещена деятельность субъектов хозяйствования, не являющихся банками, но осуществляющих банковские и иные финансовые операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, без соответствующих лицензий или без согласия Национального банка. В случае нарушения запрета, полученные в результате такой деятельности средства изымаются в доход государства, на должностных лиц и граждан налагается штраф.
Статьи по теме:
Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования
в России
Одной из основных проблем кредитования всегда будет являться проблема невозврата полученного кредита. Это может быть связано с банальными просчётами человека в своих возможностях при возврате кредита, нарастанию процентов по просрочке, ср ...
Приоритетные
направления деятельности ЗАО АКБ Банк "Центрокредит"
Перечислим приоритетные направления деятельности ЗАО АКБ Банк "Центрокредит" по убыванию:
1.Кредитование.
Юридическим лицам Банк предоставляет кредиты в пределах собственного капитала и привлеченных средств. Обеспечивает сбала ...
Подготовка проспекта эмиссии
Проспект эмиссии готовится и утверждается правлением или другим уполномоченным органом банка. Проспект эмиссии первого выпуска акций готовится ее учредителями и заверяется подписями и печатями уполномоченных учредителями лиц .
При этом п ...