Перечень документов, необходимых для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, предусмотрен ст. 80 и 89 Банковского кодекса и зависит от организационно-правовой формы, в которой создается банк и состава уставного фонда (наличия или отсутствия в нем иностранных инвестиций).
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в регистрации должно быть принято Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления пакета документов, необходимых для регистрации. При положительном решении вопроса о регистрации банка Национальный банк производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направляет учредителям уведомление о регистрации. На основании решения о государственной регистрации принимается решение о выдаче банку общей лицензии на совершение банковских операций.
Отказать в регистрации Национальный банк может по основаниям, предусмотренным ст. 82 Банковского кодекса, в частности:
- при порочности состава учредителей, т.е. несоответствии учредителей, предъявляемым к ним вышеуказанным требованиям;
- в случаях несоответствия руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера квалификационным (отсутствие у кандидатуры, предлагаемой на должность руководителя исполнительного органа, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству каким-либо подразделением банка, у кандидатуры на должность главного бухгалтера - высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка) и иным требованиям (например, наличие непогашенной или неснятой судимости, привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу и др.). Недостаточность квалификации может быть установлена специальной комиссией Национального банка:
- при выявлении в документах, представленных для государственной регистрации, недостоверной информации;
- в случае нарушения установленного законодательством порядка создания банка.
Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано учредителями в судебном порядке.
Деятельность банка может быть прекращена путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации, основания и процедура которых в целом совпадают с прекращением деятельности коммерческих юридических лиц по Гражданскому кодексу с учетом особенностей, закрепленных в Банковском кодексе и Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков [29, с.7].
Ликвидация банка возможна в добровольном и принудительном порядке. Добровольная ликвидация деятельности (по решению учредителей (участников) банка) возможна только с письменного согласия Национального банка, т.е. носит разрешительный характер. Принудительная ликвидация осуществляется по решению хозяйственного суда или Национального банка, за исключением банков с иностранными инвестициями, которые с учетом общего законодательства могут быть ликвидированы только в судебном порядке.
В соответствии с ранее действовавшим Положением о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков от 15.06.98 г. был закреплен примерный перечень оснований ликвидации банков по решению суда, который совпадал с п. 2 ст. 57 ГК, в частности, непринятие решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создан банк, или достижение цели, ради которой он создан, осуществление деятельности без лицензии, либо деятельности запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, или признание судом недействительной регистрации банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Новейшее банковское законодательство такого перечня не содержит, а соответственно, следует применять общие положения гражданского законодательства, а именно, ст. 57 ГК.
Статьи по теме:
Перспективы проведения эффективной процентной политики Банка России
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляцион ...
Понятие и критерии кредитоспособности клиента
коммерческого банка
Кредитоспособность клиента коммерческого банка - способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).[1]
Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не ...
Правовые основы деятельности и краткая характеристика ГОСБ 1811
Георгиевское отделение Сберегательного банка 1811 расположено по адресу: г. Георгиевск Ставропольского края, ул. Калинина,14.
ГОСБ 1811 образовано в 1935 году в виде сберегательной кассы, а затем преобразовано в сберегательный банк. В 19 ...