В настоящее время можно выделить следующие проблемы, характерные для российской системы факторинговых операций и пути их решения:
1) несовершенство российского законодательства, регулирующего деятельность по финансированию под уступку денежного требования, которое осложняет и тормозит развитие данного вида бизнеса в России [4].
В настоящее время существует правовая коллизия, которая заключается в несоответствии друг другу норм ст.825 ГК РФ, в соответствии с которой финансовые агенты обязаны получать лицензию на осуществление своей деятельности [1], и ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым лицензирование финансовых агентов не требуется [2]. Подобная правовая коллизия формирует разную правоприменительную практику и вызывает сложности в отношениях между участниками рынка и представителями государственных органов.
Несмотря на то, что действующее законодательство требует наличия специальной лицензии для организаций, которые занимаются факторинговой деятельностью, специальный лицензирующий орган законодателем не определен, и, следовательно, у коммерческих организаций отсутствует возможность в получении такого рода лицензии. Таким образом, сегодня на рынке присутствуют финансовые агенты, действующие в рамках банковской лицензии, так как она дает право беспрепятственно заниматься факторингом, и специализированные факторинговые организации, которые осуществляют свою деятельность без специального разрешения (лицензии), несмотря на требование о наличии такого разрешения в законодательстве.
Очевидно, что данная проблема должна быть урегулирована на законодательном уровне либо в одну, либо в другую сторону путем приведения в соответствие друг с другом норм действующего законодательства [18].
В пользу отмены лицензирования также говорит и тот факт, что деятельность финансового агента (фактора) сегодня и так уже регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового, административного, законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций, банковского, уголовного.
Все операции, связанные с денежными расчетами, при осуществлении финансирования под уступку денежного требования (факторинга) всегда осуществляются через кредитные организации. В свою очередь, кредитные организации подлежат контролю в рамках действующего банковского законодательства, следовательно, все денежные расчеты факторинговых компаний контролируются на основании норм действующего законодательства.
Более того, финансовые агенты не привлекают средства физических лиц и не работают с физическими лицами - привлечение инвестиций в факторинговый бизнес происходит через кредитные организации. Соответственно, эта деятельность также контролируется в рамках действующего банковского законодательства и не может нанести ущерб широким массам населения.
Вся деятельность факторинговых компаний, так же как и деятельность других юридических лиц на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, следовательно, за финансовыми агентами установлен жесткий контроль со стороны налоговых органов.
Факторинговые компании осуществляют свои расчеты по операциям, проводимым на территории Российской Федерации в рублях. Однако в случае осуществления экспортно-импортных операций, расчеты по которым проводятся в иностранной валюте, они автоматически подпадают под действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле и контролируются со стороны органов и агентов валютного контроля.
Более того, в настоящее время участниками рынка факторинга создана Ассоциация факторинговых компаний. Предполагается, что эта Ассоциация объединит в единую структуру большинство факторинговых компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, включая лидеров рынка, а также иные структуры, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к факторингу и финансированию торговых операций. Основной идеей создания Ассоциации является выработка единых стандартов и правил осуществления факторинговой деятельности на территории Российской Федерации [17]. Таким образом, рынок сможет сам себя контролировать.
Статьи по теме:
Контроль банками кассовых операций клиентов
В соответствии с действующим российским законодательством на коммерческие банки возложена функции контроля за соблюдением клиентами порядка ведения операций с наличными денежными средствами. В частности, коммерческие банки по согласованию ...
Страховые фонды, формы их организации
СФ является необходимым и обязательным элементом общественного восп. Он создается в форме резерва материальных или денежных средств, которые формируются за счет взносов страхователей и находится в оперативно-хозяйственном управлении у стр ...
Годовой бизнес-план развития Банка: его содержание и разработка
Управление банком как управление непрерывными бизнес-процессами предполагает вначале определение, а затем движение к намеченной цели.
В системе планирования важно зафиксировать предмет, субъект и объект планирования, методология и методи ...