Предложенные меры могут носить временный характер. Они не означают ослабления надзорных требований. Это, прежде всего, меры адекватного реагирования на кризис и стремление поддержать банки в их работе по сохранению качества активов. Также среди подобных мер можно назвать снятие ограничения на долю субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала, и доведение их до 100% от капитала первого уровня. Такая мера позволит снизить давление на акционеров по наращиванию капитала первого уровня в условиях снижения прибыли банков. Вторая группа мер требует дополнительных денежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Их реализация уже начата – через программу субординированного кредитования ВЭБом на увеличение капитала второго уровня. Однако необходимо:
– пересмотреть ограничения размера субординированных кредитов ВЭБа с 15% от капитала на 60% на последнюю квартальную отчетную дату;
– изменить соотношение средств акционеров и государства по программе ВЭБ с 1:1 на 1:4;
– увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостояния в ВЭБе до 2039 г., чтобы соответственно увеличить срок предоставления субординированных кредитов.
Все эти меры нужно утвердить внесением поправок в Закон №173-ФЗ. Средств государственного бюджета и ресурсов Правительства РФ может оказаться недостаточно для того, чтобы поощрить кредитование реального сектора. Если кризис будет продолжительным, банки «проедят» капитал очень быстро и потребуется дальнейшая рекапитализация системы. Поэтому отдельным блоком хотелось бы выделить необходимую для рынка программу защиты активов.
Для снижения давления на банки растущей доли проблемных, активов можно предоставлять по ним государственные гарантии на возмездной основе, что приведет к сокращению активов под риском и снизит давление на капитал. Данная мера предусматривает разработку программы распределения убытков между банком и третьей стороной. Банки остаются полноправными участниками процесса при любом уровне потерь, что позволит сохранить их заинтересованность в самостоятельной работе с пулом проблемных долгов.
Такой комплекс мер сейчас реализуется в Великобритании и США. Он эффективно повышает устойчивость рынка и страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования к капиталу банков и не нуждается в денежных вливаниях правительства. Программа защиты активов относительно несложна с точки зрения организации, не требует больших затрат времени и не исключает другие пути финансирования для увеличения активов. Но программа не лишена недостатков, они связаны в основном с тем, что «плохие» активы продолжат сказываться в будущем.
Для запуска такой программы необходимы следующие шаги.
1. Создание рабочей группы в составе представителей ЦБ РФ, Министерства финансов и коммерческих банков.
2. Оценка и отбор классов активов, наиболее подверженных ухудшению и негативно влияющих на реальный сектор экономики. Оценка объема проблемных кредитов на текущий момент и динамики качества активов на следующие 12–24 месяца.
3. Разработка механизма предоставления гарантий, а также критериев отбора банков – участников программы исходя из концентрации «плохих» активов.
4. Подготовка проекта изменений законодательно-правовой базы для внедрения программы защиты активов.
Схему защиты активов реально внедрить уже к концу III квартала 2009 г. Промежуточным решением до внедрения программы защиты активов может быть рекапитализация банков, а также предоставление субординированного долга. Эти меры дополняют друг друга.
Очевидно, что государству будет сложно оказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. При таком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи. Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода из сложившейся ситуации – консолидация банковской системы. Для этого имеется ряд фундаментальных предпосылок.
Коэффициент проникновения банковских продуктов, измеряемый как объем активов на душу населения, остается у нас достаточно низким. На конец 2008 г. он составлял 4,8 тыс. евро. По этому показателю Россия в десятки раз отстает от стран Западной Европы, где на душу населения приходится 150–600 тыс. евро, и в несколько раз – от стран Восточной Европы и других развивающихся рынков. При этом прибыльность российской банковской системы до кризиса была сравнительно высокой, что делало этот сектор привлекательным для инвестиций. И даже, несмотря на то, что кризис существенно ухудшит прибыльность кредитных организаций, в долгосрочной перспективе банковский сектор останется привлекательным.
Статьи по теме:
Составление проспекта эмиссии и раскрытие информации
Проспект ценной бумаги — это документ, составленный по установленной законом форме, содержащий сведения об эмитенте, о его финансовом состоянии и о предстоящем выпуске ценной бумаги. Наличие проспекта ценной бумаги является обязательным у ...
Анализ
рентабельности операций
Для того чтобы сопоставить результативность привлечения и размещения ресурсов банка и оценить эффективность его портфеля, проанализируем рентабельность его операций (табл. 9) и доходность (табл. 10).
Таблица 9. Рентабельность отдельных о ...
Основные этапы кредитования
Кредитный процесс в банке регламентируется нормативными документами, устанавливающими порядок кредитования. Также порядок предоставления кредита обычно разрабатывается и излагается в руководстве по кредитной политике и может охватывать та ...