Специфика правового положения Правительства РФ как субъекта первого уровня в структуре системы субъектов контроля заключается в том, что оно осуществляет контрольную деятельность в качестве органа общей компетенции, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Именно это обстоятельство обуславливает выполнение им следующих функций: 1) определения федерального органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля; 2) координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, с Центральным банком Российской Федерации; 3) обеспечения взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как органы валютного контроля являются субъектами второго уровня в структуре системы субъектов контроля.
При этом Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.
В свою очередь, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Третий уровень включает следующие субъекты контроля:
1) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;
2) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
3) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;
4) таможенные органы;
5) налоговые органы.
Не углубляясь в детальное рассмотрение контрольных полномочий деятельности каждого агента валютного контроля, хотелось бы лишь обратить внимание, что все агенты валютного контроля без исключения в рамках осуществления контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины обязаны представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютном законодательством.
Иными словами, следует отметить, что отдельные контрольные действия агентов валютного контроля одновременно выступают в качестве подконтрольного объекта соответствующего органа валютного контроля.
Таким образом, можно утверждать, что взаимоотношения субъектов в структуре системы субъектов валютного контроля строятся не только по методу координации, но и в определенной степени по методу субординации.
В-четвертых, эффективность функционирования механизма валютного контроля напрямую зависит от комплекса специальных мероприятий, проводимых субъектами контроля, призванными оказывать принудительное воздействие на соблюдение требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами при совершении валютных операций и сделок.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля проводят следующие основные виды контрольных мероприятий:
1) проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
Статьи по теме:
Интегрированная модель дисконтированных денежных
потоков и опционов
Методы, основанные на дисконтированном денежном анализе, и методы, основанные на модели ценообразования на опционы, - это способы анализа инвестиций, скорее, дополняющие, чем взаимоисключающие или конкурирующие. Иными словами, недостатки ...
Функции кредитной системы
Современная кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Развитие функций денег как средства накоплени ...
Роль страхования в развитии национальной экономики
РФ
Переход экономики Российской Федерации от экономики административно-командного типа к рыночной обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и развитие а ...