В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть большое практическое значение темы настоящего исследования.
На сегодняшний день банковская система в целом начинает работать уже в полностью рыночных отношениях. Если еще три-четыре года назад можно было встретить такое отношение к ситуации в банковской системе, как «Пока в России решается вопрос, «а есть ли банковское право», за рубежом оперируют» термином «кредитное право». Специалистов российских банков не удивишь понятием «кредитное дело Заемщика», но мало кто из них имел возможность видеть «кредитную историю Заемщика…»[4], то сейчас любая инструкция, к примеру, Сберегательного Банка РФ непременно упоминает об использовании при кредитовании кредитной истории Заемщика. Да и законодательство уже более менее урегулировалось. Тем не менее, представляется необходимым в заключении остановится на таком важнейшем вопросе кредитования, как кредитные риски.
Достаточно большие неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике.
При рассмотрении экономического положения потенциального Заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий российский опыт.
Банковское дело все еще находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои бюрократические традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике.
Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в кризисе, что и происходит со многими банками в России.
На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии для определения совей роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой политике.
Управление часто определяют как искусство, не поддающееся определению и воплощенному в практике. Банковские аналитики часто принимают блестящие характеристики руководящего состава за признаки хорошего управления. Это важно, но вовсе не является надежным критерием лидерства и видения перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества персонала или финансовых перспектив.
Управленческие системы, в особенности степень их формализации и децентрализации, определяются множеством факторов, включая размеры и структуру банка, стиль управления, а также конкуренцию и экономическое регулирование. По мере расширения и диверсификации банка, больший упор следует делать на неличностные системы управления.
Хотя очень трудно дать точное определение хорошего управления, можно выделить несколько моментов, которые позволяют оценить качество управления. Для успеха в любом деле требуется лидерство и компетентность в стратегическом анализе, планировании, выработке политики и в управленческих функциях, внутренне присущих данному делу. Банки не являются исключением.
Цель управления рисками заключается в том, чтобы максимизировать стоимость конкретного учреждения, которая определяется прибыльностью и степенью риска. Управление рисками часто связывают с управлением финансами. Хотя функция управления финансами не отвечает исключительно за управление всеми рисками, она играет центральную роль в определении, установлении объема, отслеживании и планировании эффективного управления рисков. Решения, принимаемые в процессе планирования управления финансами существенно влияют на финансовые риски, в которых можно выделить несколько компонентов на которые необходимо обратить внимание:
1. Достаточность капитала-поддержание достаточного уровня капитала для решения стратегических задач и выполнения требований регулятивных органов;
2. Качество активов-минимизация убытков, возникающих в результате инвестиционной или кредитной деятельности;
3. Ликвидность-доступность недорогих средств для удовлетворения текущих потребностей бизнеса;
Статьи по теме:
Эволюция и современная ситуация банковских систем
Банковская система прошла в своем развитии и становлении достаточно долгий путь. Мы рассмотрим ее эволюцию на примере различных стран.
Началом первого этапа в развитии банковской системы в России явилось создание в 1733г. государственног ...
Участие Банка России в
капиталах других банков и его роль в банковской системе
Противоречие между целями Банка России и его участием в капиталах некоторых российских и зарубежных банков очевидно. Банк России обязан развивать и укреплять банковскую систему. Но при этом не ясно, каким образом Банк России может совмест ...
Повышение эффективности операций АКБ
Первым мероприятием по повышению эффективности расчетных операций в АКБ «Райфазенбанк-Аваль», можно предложить совершенствование системы «Банк – клиент» и осуществить переход на новую систему «Интернет - Банк – Клиент» Freedom on /off – l ...