История страхования в зарубежных странах

Материалы » Страховые услуги в Российской Федерации » История страхования в зарубежных странах

История развития страхования своими корнями уходит в далекое прошлое и невозможно установить точную дату его возникновения.

Если материальные следы минувших цивилизаций можно найти с помощью археологических исследований, то труднее воссоздать, как жители первых городов организовывали сферу услуг.

Однако среди остатков поселений древних цивилизаций обнаружены амбары, в которых люди хранили неприкосновенные запасы продовольствия. Так как неотвратимо периодически случались неурожаи, то рациональнее всего было создать общий запас продуктов, который использовался для спасения населения от голода. Поэтому понятие общего фонда (в данном случае продовольствия) закрепилось в человеческом сознании.

В своей многовековой истории страховое дело прошло несколько этапов развития, в ходе которых выработались и утвердились основополагающие принципы, виды и направления современного страхования. Можно выделить следующие этапы в развитии страхового дела: взаимопомощь; гильдийско-цеховое страхование; коммерческое страхование[3].

Первичной формой страхования принято считать страховую взаимопомощь. Этот вид страхования носил характер разовых соглашений о взаимопомощи и чаще всего использовался в сфере торговли. Организация страхового фонда, представляет собой древнейшую форму страхования.

Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым. Первые гильдии возникли в Англии (IX-XI вв.), а затем в Германии (XI-XII вв.) и Дании (XII в.).

Гильдии образовывались, исходя из специфики профессиональных занятий. Возмещение убытков или выплата пособий производились из общегильдийской или общецеховой кассы. Позже гильдийско-цеховое страхование стало предполагать регулярное внесение взносов, уточнение оснований и размеров страховых выплат, определение страховых случаев с учетом степени риска. Существовало имущественное и личное страхование.

Следующий этап развития страхового дела это переход страхования из "товарищеской" в "товарную" форму. Страхованием начинают заниматься специализированные коммерческие предприятия.

В дореволюционной России страховым делом в основном занимались страховые акционерные общества. По данным статистики в 1913 году в России было застраховано имущество на сумму 21 миллиард рублей. Из них 63% приходилось на долю акционерных страховых компаний, а остальное на долю земств и городских взаимных обществ.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Декретом СНК РСФСР 23.03.1918 г. учреждался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального.

До 1989 г. страхование в России осуществляли две государственные страховые компании: "Госстрах" и "Ингосстрах".

Финансовый кризис 1997-1998 гг. остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели.

Начало рыночных реформ нарушило монополию государственных страховых организаций, Госстраха и Ингосстраха. Сейчас на рынке оперирует большое количество страховых организаций, значительная часть из которых - негосударственные. В 90-х годах было принято базовое законодательство, регулирующее страховую деятельность, и создан государственный надзорный орган. Это привело к развитию коммерческого страхования и бурному росту числа страховых компаний.

Статьи по теме:

Государственные меры стимулирования рынка кредитования МСБ
Финансовый кризис в России остро поставил проблему диверсификации экономики и ухода от сырьевой модели. В развитых странах подавляющая доля валового внутреннего продукта создается предприятиями, относящимися к малому и среднему бизнесу (М ...

Маркетинг – как фактор повышения эффективности банковской деятельности
Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время является основным направлением стабилизации экономики Таджикистана, основывается в первую очередь на оздоровлении финансов и перестройке банковской системы, формировании и развитии ...

Использование банкоматов и других устройств самообслуживания клиентов
Банкомат – это многофункциональный банковский автомат, предназначенный для обслуживания клиентов в отсутствие банковского персонала. Чаще всего банкомат используется для выдачи наличных денег. Помимо этого банкомат может выполнять следующ ...