Однако, желание увеличить экспортные продажи посредством предложения выгодных условий платежа в виде коммерческого кредита таит в себе ряд серьезных опасностей для финансового положения самого экспортера. Очевидно, что попытки открыть зарубежные рынки для своих товаров именно таким способом могут обернуться массовыми задержками платежей в погашение задолженности по поставленным на условиях кредита товарам со стороны импортеров, а иногда и появлением безнадежной задолженности. Данные проблемы могут быть связаны с тем, что покупатель может оказаться либо недобросовестным, либо подвергнутым процедуре банкротства. Несмотря на кажущееся благополучие в экономике стран Западной Европы и на наличие в этих странах отработанных юридических механизмов принудительного взимания задолженности вплоть до признания должника банкротом, это не снимает вопроса о возможном появлении у экспортера неоплаченных покупателями счетов.
В доказательство этого утверждения можно привести данные исследования "Риск крушения бизнеса", посвященного состоянию и динамике платежеспособности предприятий в странах Западной Европы за период 1990-1994 гг., подготовленного немецким страховым концерном Герлинг совместно с французской страховой компанией Намур, которые специализируются на страховании кредитных рисков. В соответствии с ними, первая половина 90-х гг. отметилась массовыми банкротствами, по количеству сопоставимыми с периодом второй мировой войны. Так, в частности, в Германии только в первой половине 1994 г. обанкротилось свыше 9 тысяч компаний, столько же в Великобритании, а во Франции эта цифра составила почти 30 тысяч. Заметим, что количество банкротств в год является весьма устойчивым показателем, который практически никогда не проявляет тенденцию к снижению. Например, во Франции в 1998 году было зарегистрировано 54000 банкротств, что практически соответствует приведенным выше данным по более раннему периоду.
Следовательно, первостепенной для экспортера становится задача отсеивания потенциально несостоятельных зарубежных покупателей или работы с ними на более жестких условиях платежа (предварительная оплата или аккредитивная форма расчетов). Но, не обладая достаточным опытом и знаниями особенностей иностранных рынков сбыта, а также не имея возможности содержать аппарат квалифицированных сотрудников, способных оценивать риски по предоставляемым коммерческим кредитам и управлять ими, экспортер оказывается не в состоянии справиться с этой задачей.
Малые и средние предприятия, в основном, являются "пассивными экспортерами", т. е. экспортируемая продукция составляет небольшую долю от их оборота, а экспортные операции производятся эпизодически, по конкретным заказам из-за рубежа. Опрос 908 мелких фирм Великобритании (с оборотом от 1 млн. до 10 млн. ф. ст.), проведенный английскими исследователями малого предпринимательства Г. Бэнноком и А. Пикоком относительно основных затруднений, с которыми они сталкиваются при осуществлении своей экспортной деятельности, показал следующее(см. таблицу № 4)
Таблица №4
В первую очередь трудности вызывает: |
% от количества опрошенных, указавших данную причину в качестве основной |
Кредитование и отсрочка платежа |
26,2 |
Оформление специальных документов на экспорт продукции |
14,4 |
Отсутствие необходимой информации об иностранных рынках |
14,4 |
Соответствие товара требованиям, отличным от внутренних |
14,3 |
Отсутствие представительства за рубежом |
10,1 |
Повышение издержек и снижение прибыльности |
8,3 |
Иностранный язык |
2,9 |
Прочие |
9,4 |
Статьи по теме:
Анализ кредитной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса
В 2009 году получила активное развитие Программа кредитования среднего и малого бизнеса (СМБ), реализация которой началась в Банке в середине 2006 года. Программа предполагает выдачу кредитов предприятиям среднего и малого бизнеса на сумм ...
Валютные интервенции как источник прибыли
В последние годы внимание привлекает один интересный мотив интервенций: извлечение прибыли из валютной операции. Раньше специалисты полагали, что Центробанки теряют деньги на интервенции. Сейчас же обнаружилось, что они получают значитель ...
Формы реальных инвестиций и особенности управления ими
Основу инвестиционной деятельности предприятия составляет реальное инвестирование. На большинстве предприятий это инвестирование является в современных условиях единственным направлением инвестиционной деятельности. Это определяет высокую ...