Однако, желание увеличить экспортные продажи посредством предложения выгодных условий платежа в виде коммерческого кредита таит в себе ряд серьезных опасностей для финансового положения самого экспортера. Очевидно, что попытки открыть зарубежные рынки для своих товаров именно таким способом могут обернуться массовыми задержками платежей в погашение задолженности по поставленным на условиях кредита товарам со стороны импортеров, а иногда и появлением безнадежной задолженности. Данные проблемы могут быть связаны с тем, что покупатель может оказаться либо недобросовестным, либо подвергнутым процедуре банкротства. Несмотря на кажущееся благополучие в экономике стран Западной Европы и на наличие в этих странах отработанных юридических механизмов принудительного взимания задолженности вплоть до признания должника банкротом, это не снимает вопроса о возможном появлении у экспортера неоплаченных покупателями счетов.
В доказательство этого утверждения можно привести данные исследования "Риск крушения бизнеса", посвященного состоянию и динамике платежеспособности предприятий в странах Западной Европы за период 1990-1994 гг., подготовленного немецким страховым концерном Герлинг совместно с французской страховой компанией Намур, которые специализируются на страховании кредитных рисков. В соответствии с ними, первая половина 90-х гг. отметилась массовыми банкротствами, по количеству сопоставимыми с периодом второй мировой войны. Так, в частности, в Германии только в первой половине 1994 г. обанкротилось свыше 9 тысяч компаний, столько же в Великобритании, а во Франции эта цифра составила почти 30 тысяч. Заметим, что количество банкротств в год является весьма устойчивым показателем, который практически никогда не проявляет тенденцию к снижению. Например, во Франции в 1998 году было зарегистрировано 54000 банкротств, что практически соответствует приведенным выше данным по более раннему периоду.
Следовательно, первостепенной для экспортера становится задача отсеивания потенциально несостоятельных зарубежных покупателей или работы с ними на более жестких условиях платежа (предварительная оплата или аккредитивная форма расчетов). Но, не обладая достаточным опытом и знаниями особенностей иностранных рынков сбыта, а также не имея возможности содержать аппарат квалифицированных сотрудников, способных оценивать риски по предоставляемым коммерческим кредитам и управлять ими, экспортер оказывается не в состоянии справиться с этой задачей.
Малые и средние предприятия, в основном, являются "пассивными экспортерами", т. е. экспортируемая продукция составляет небольшую долю от их оборота, а экспортные операции производятся эпизодически, по конкретным заказам из-за рубежа. Опрос 908 мелких фирм Великобритании (с оборотом от 1 млн. до 10 млн. ф. ст.), проведенный английскими исследователями малого предпринимательства Г. Бэнноком и А. Пикоком относительно основных затруднений, с которыми они сталкиваются при осуществлении своей экспортной деятельности, показал следующее(см. таблицу № 4)
Таблица №4
В первую очередь трудности вызывает: |
% от количества опрошенных, указавших данную причину в качестве основной |
Кредитование и отсрочка платежа |
26,2 |
Оформление специальных документов на экспорт продукции |
14,4 |
Отсутствие необходимой информации об иностранных рынках |
14,4 |
Соответствие товара требованиям, отличным от внутренних |
14,3 |
Отсутствие представительства за рубежом |
10,1 |
Повышение издержек и снижение прибыльности |
8,3 |
Иностранный язык |
2,9 |
Прочие |
9,4 |
Статьи по теме:
Организационная
структура Сбербанка
Сбербанк России по форме организации является акционерным банком открытого типа. Учредитель и основной акционер Банка – Центральный Банк. По состоянию на дату закрытия реестра акционеров, Банку России принадлежит 60,3% голосующих акций и ...
Классификация лизинга: формы, типы и виды
В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяют различные виды лизинга, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Система лизинговой деятельности дифференцируется по различным признакам
Со ...
Цель деятельности коммерчески банков
Одна из основных целей коммерческих банков ¾ получение прибыли, являющейся источником выплаты дивидендов акционерам, создание фондов банков, базой повышения благосостояния работников банка и т.п. Прибыль банка представляет собой ра ...