Итак, при попытке выхода на внешние рынки малые и средние предприятия испытывают массу сложностей в первую очередь финансового-расчетного характера, справиться с которыми самостоятельно им не под силу. Наиболее комплексным механизмом, способным оказать эффективную поддержку этим предприятиям и стимулировать их экспортные операции, является, по мнению автора, факторинговое обслуживание экспортных продаж.
Основным фактором, повышающим степень конкурентоспособности продукции, производимой на экспорт, при использовании факторингового обслуживания поставщика является возможность предложения максимально выгодных для иностранных покупателей условий расчетов в форме предоставления товарного кредита. Во-первых, такие условия позволяют " попробовать " экспортируемый товар покупателям, ранее его не приобретавшим. Особенно привлекательной такая схема выглядит для торговых агентов, формирующих крупные пакеты заказов от своих клиентов. Во-вторых, уже существующие покупатели смогут, ввиду предоставления товарного кредита, увеличить закупки экспортного товара. По статистическим данным, приведенным в исследовании, подготовленном при участии ведущих европейских специалистов в области управления активами и факторинга, при неизменности факторов конъюнктуры рынка и прочих факторов, переход при регулярных экспортных поставках от продаж на условиях аккредитива к продажам на условиях коммерческого кредита с отсрочкой погашения задолженности по нему до трех месяцев вызывает прирост закупок в среднем на 30 %.
По сведениям того же источника, подавляющее большинство европейских импортеров при закупках товаров в странах ЕС включают предоставление товаров в кредит одним из основных пунктов в требованиях к размещению заказа у производителя.
Следующим существенным преимуществом факторингового обслуживания для экспортера является возможность предварительной оплаты факторинговой компанией части переуступаемых требований к импортеру. Немаловажным является тот факт, что такая предварительная оплата может быть произведена как в валюте экспортного контракта или выставляемого инвойса, так и национальной валюте. Это позволяет не только избежать негативных последствий валютных рисков, особенно при торговле со странами с нестабильными национальными валютами, но и получить дополнительный доход в виде положительной курсовой разницы.
Естественно, далеко не каждый экспортер способен позволить схемы, которые предусматривают привлечение средств зарубежных факторинговых компаний для финансирования национального экспорта. Впервые данная схема появилась при обслуживании экспортных поставок турецких компаний в страны Западной Европы. Следствием ее внедрения в практику явился значительный рост объемов турецкого экспорта и появление в Турции значительного количества факторинговых компаний. Поразительно, но на сегодняшний день Турция является лидером по количеству национальных факторинговых компаний в Европе: более ста компаний совокупно обслуживают оборот, который превышает аналогичный показатель гораздо более развитых экономик, каковыми являются Австрия, Дания, Норвегия и даже Швейцария.
Данная схема получила название "рефинансирование экспортной факторинговой компании". Суть ее заключается в следующем: факторинговая компания в стране импортера осуществляет оплату переуступленной ей дебиторской задолженности досрочно, т. е. до наступления срока погашения задолженности дебитором, установленного контрактом купли-продажи. Фактически, несмотря на предоставление экспортируемого товара в распоряжение покупателя на условиях отсрочки платежа с целью увеличения объемов заказов, экспортер получает средства практически сразу же после отправки товара.
Статьи по теме:
История развития СКФ АО “Банка ТуранАлем”
Банк “ТуранАлем”- одна из самых динамично развивающихся компаний, предоставляющая полный спектр финансовых услуг в Казахстане. Это универсальная банковская группа, состоящая из известной брокерской фирмы “ТуранАлем Секьюритиз ”, трех веду ...
Аукционный дом в Казахстане «Онер»
Аукционный бизнес имеет в Казахстане довольно непростую историю. Еще три-четыре года назад казалось, что и в нашей стране, наконец, появился настоящий аукционный дом, который поставит эту престижную индустрию у нас на должный уровень.
Од ...
Республика Беларусь в системе «Зеленая карта»
Первоначально обязательное страхование владельцев автотранспортных средств по системе «Зеленая карта» действовало в 13 странах, в конце 70-х годов их количество увеличилось до 23. В системе состояли Австрия, Бельгия, Чехословакия, Дания, ...