Нельзя согласиться и с тем, что правовой статус Национальный банка сводится исключительно к его положению как органа государственной власти. Так, в России, где существует схожая проблема, центральный банк - это, прежде всего, структура административной власти и никакие «так называемые демократические формы . здесь немыслимы». Такой подход представляется однобоким.
В силу изложенных выше причин полагаем наиболее аргументированным и обоснованным мнение белорусских и зарубежных авторов, считающих, что правовой статус центрального банка имеет сложный, двойственный характер [17, с.123]. Для более, подробного его анализа необходимо обратиться к вопросам о месте Национального банка в системе государственных органов, его целях, функциях, компетенции и организационной структуре.
Важный аспект правового положения Национального банка сформулирован в ч. 2, 3 ст. 24 БК, где закреплено, что главный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности и подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Содержание категории «независимость» в Банковском кодексе не раскрыто. В литературе также нет общепризнанного определения данного термина. Вместе с тем сама идея независимости центральных банков как гарантии противодействия инфляционным механизмам пополнения бюджета стала общепризнанной еще во второй половине XX в. [10, с.77].
Ее суть проста. Денежная власть - основа любой власти. Банки и другие кредитно-финансовые учреждения оказывают регулирующее воздействие на денежные потоки. Центральный банк представляет банковскую систему на уровне государственной власти. Закон не должен допускать, чтобы денежная власть концентрировалась в одних руках или превращалась в другую власть (например, исполнительную).
Чаще всего независимость центрального банка оценивается по таким критериям, как:
- финансовая независимость;
- осуществление банковского надзора;
- наличие законодательных гарантий независимости;
- стабильность правового регулирования статуса центрального банка в совокупности с усложненным порядком изменения основных актов в данной сфере;
- способность центрального банка самостоятельно устанавливать ориентиры для достижения законодательно определенных целей монетарной политики;
- процедура назначения, увольнения руководителей центрального банка и сроки их пребывания в должности;
- отсутствие представителей государственных органов в органах управления центрального банка;
- жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного сектора;
- неприкосновенность резервов центрального банка.
Характеристики этих параметров применительно к Национальному банку Республики Беларусь изучались различными авторами. Общий вывод по проведенным исследованиям заключается в наличии относительно низкой степени независимости Национального банка Республики Беларусь, что, в общем, характерно для постсоветских государств. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы предусматривает уточнение статуса Национального банка Республики Беларусь, которое будет происходить в направлении повышения его самостоятельности, независимости и ответственности в выработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, в осуществлении функций и решении задач центрального банка страны [10, с.78].
Что касается подотчетности Национального банка Президенту Республики Беларусь, то она означает:
- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
Статьи по теме:
Развитие лизинговой деятельности в Республике Калмыкия
Через ОАО "Калмагролизинг" осуществляется инвестирование бюджетных средств в агропромышленный комплекс республики. Это единственная в республике компания, занимающаяся лизингом племенных животных.
Предприятие является членом Ро ...
Расчет инвестиционного потенциала семьи
а) Определение возможности участия семьи в ипотечной программе:
ССDmin = (1+kc) * МПБ * N (1+ko), тыс. руб.
где kc – коэффициент отчислений в семейный страховой фонд, ед.;
ko - коэффициент отчислений на погашение кредита, ед.;
МПБ – м ...
Оценка развития современного страхового рынка в РФ
Первое полугодие 2008 года на российском страховом рынке прошло под знаком двух тенденций: выравнивание тарифов и снижение темпов роста страхования, связанного с кредитными продуктами. На первый план для страховщиков постепенно выходят не ...