Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Материалы » Банковская система Республики Беларусь » Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Страница 5

Вместе с тем, если исходить из концепции независимости центральных банков, становится очевидным, что самостоятельность целевых ориентиров главного банка является важнейшим фактором его собственной самостоятельности. Учитывая возрастающую популярность принципа независимости, конкретная цель поддержания стабильности цен с помощью специальных инструментов денежно-кредитной политики закреплена законодательно в ряде государств.

Важно подчеркнуть, что согласно ч. 2 ст. 25 БК извлечение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Это положение важно для разрешения вопроса об отнесении Национального банка к коммерческим или некоммерческим организациям.

Уставный фонд Национального банка создается за счет его прибыли, целевых поступлений, средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Он составляет 60 млрд. белорусских рублей. В литературе дискутируется вопрос о необходимости наличия уставного фонда у центральных банков. Некоторые авторы полагают, что уставный фонд главному банку государства не нужен хотя бы потому, что центральный банк может самостоятельно эмитировать денежные средства. В то же время представляется очевидным, что, имея абсолютную платежеспособность, Национальный банк не сможет защищать стоимость белорусского рубля, т.е. исполнять свою главную целью [10, с.84].

Кроме того, Национальный банк создает резервный и иные фонды для обеспечения его деятельности. Согласно п. 40 Устава Национального банка резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Национального банка, по которым не образуются специальные резервы общих банковских рисков, в том числе связанных с предоставлением гарантий. Резервный фонд является одним из источников обеспечения затрат по осуществлению долгосрочных финансовых вложений, затрат капитального характера, а также других затрат. Отчисления в резервный фонд Национального банка производятся от прибыли за отчетный год, остающейся в его распоряжении после перечисления в доход республиканского бюджета части прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Размер резервного фонда не ограничивается.

Функции Национального банка в виде открытого перечня перечислены в ст. 26 БК. Они достаточно многочисленны. Учитывая три основные цели деятельности центрального банка нашего государства, можно выделить три основных вида функций:

1. Цель защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля реализуется через функции организации, и про ведения денежно-кредитной, политики государства. Согласно абз. 1 ст. 26 БК Национальный банк разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Он осуществляет валютное регулирование; создает золотовалютные резервы и управляет ими; формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных, металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции и т.д.

2. Достижение цели развития и укрепления банковской системы обеспечивается функцией регулирования банковской деятельности. Например, Национальный банк осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляет лицензирование банковской деятельности, устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций; осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью; дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами (в случаях, предусмотренных законодательством).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Перспективы развития ипотечного кредитования в России
Система ипотечного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики. К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, основывающийся на активном участии населения в решении жи ...

Структура и динамика страховых выплат ЗАСО «ТАСК»
В 2005 году произошел значительный рост общей суммы выплат страхового возмещения. Данный показатель увеличился по сравнению с 2004 годом на 79,2% (11 815 789 тыс. руб.). В основном это произошло из-за существенного возрастания сумм выплат ...

Сравнительный анализ российского и зарубежного страхового рынка
Экономические реформы, происходящие в России, создали реальные предпосылки для организации новой системы страхования. Произошли радикальные изменения в вопросах государственного регулирования страхового дела. По данным ФССН за 2007 год о ...