валютный контроль коммерческий банк
Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала реализации экономической самостоятельности предприятий, путем наделения всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции, установлению связей между внутренними и мировыми ценами, включению отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке.
Для достижения поставленных целей используются различные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. К таким методам относятся: экономические, административные, комплексные. При использовании исключительно административных методов нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, утрачивается возможность доступа к ресурсам и фактически насильственно предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных. Применяя экономические средства, государство сохраняет за потребителем окончательное право выбора импортного или местного товара в зависимости от цены, качества, условий поставки продукции или предоставления ресурсов. При необходимости руководствоваться нормативно-законодательными актами, используя при этом экономические рычаги, применяется комплексный метод, включающий организационную, исследовательскую и информационную работу.
В существующих макроэкономических условиях, радикальная и полная либерализация валютного законодательства представляется несколько преждевременной. В настоящее время еще нет доказательств того, что российская экономика, с учетом уже накопленного международного опыта, получит преимущества и заработает с большей эффективностью, а потому необходимо установить новые цели либерализации внешнеэкономической деятельности и адекватный механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.
В коммерческом (уполномоченном) банке одним из основных документов, применяемых в валютном контроле выступает паспорт сделки, базовый документ, содержащий необходимые сведения о внешнеторговой сделке между резидентом и нерезидентом, предусматривающей экспорт/импорт товаров с/на территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ.
В паспорте сделки отражается информация, необходимая для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Уполномоченный банк оформляет досье на каждый контракт клиента, в которое помещаются все документы валютного контроля, однако это не способствует упрощению валютного контроля, а наоборот ведет к его бюрократизации. Из-за этого в сфере расчетных операций снижается привлекательность использования электронных средств. Так, эффективность перевода средств, при помощи электронных систем коммуникаций с банком уменьшается из-за обязанности экспортера и импортера представлять обосновывающие документы на бумажном носителе до осуществления валютных операций. Это сокращает возможности коммерческих банков по автоматизации процесса валютного контроля.
Следовательно со стороны законодательства необходим пересмотр нормативной базы валютных операций, чтобы обеспечить возможность их обслуживания банками с помощью современных технологий.
Методическими основами осуществления валютного контроля является разрешение двух видов проблем:
первая связана с выполнением коммерческим банком функций агента валютного контроля и взаимодействие его с органами валютного регулирования и валютного контроля и другими агентами валютного контроля;
вторая с внутренними проблемами оптимизации валютного контроля в коммерческом банке.
Коммерческий банк, осуществляя валютный контроль, должен оставаться строго в рамках данной функции. Однако законодательство допускает некоторое размывание границ этого статуса.
В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного контроля в Российской Федерации определен Банк России, который в соответствии с действующим законодательством является одновременно и органом валютного регулирования. В связи с этим необходимо определить исчерпывающий перечень органов валютного регулирования с закреплением за ними соответствующих функций. Отсутствие такого официального перечня в настоящее время ведет либо к неправомерному делегированию органам валютного регулирования (и даже органам валютного контроля) нормотворческих полномочий, либо к еще более неоправданному, самовольному расширению компетенции отдельных органов государственной власти. С другой стороны, следовало бы лишить все органы валютного контроля, кроме Банка России, права издания нормативных актов валютного законодательства как противоречащего их статусу контролирующих органов. Вследствие существующей в этом вопросе неопределенности проведение валютных операций в Российской Федерации временами регулируется не с помощью устоявшихся, не допускающих разночтений широко известных правил, а письмами-разъяснениями органов валютного контроля.
Статьи по теме:
Классификация новых видов активных банковских операций
Лизинговые операции.
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народ ...
Важнейшие события
1665 г.
Первая попытка создания ссудного банка для «маломочных купцов».
1733 г.
Возникновение в Петербурге монетной канцелярии.
1754 г.
Учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий.
1769 г.
В Пет ...
Общая характеристика операций
коммерческих банков с драгоценными металлами
Операции с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями как с валютными ценностями регулируются Законом РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ( в ред. От 18.07.05).
Драгоценными металлам ...