Цель и задачи управления операционным риском

Материалы » Управление операционным риском в коммерческом банке » Цель и задачи управления операционным риском

Страница 2

Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления операционным риском в среднем и крупном банке целесообразно создавать систему по управлению операционным риском, которая представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных, функциональных элементов организующих и обеспечивающих эффективный процесс управления операционным риском. При создании системы управления операционным риском в коммерческом банке необходимо учитывать следующие факторы (рис 5).

Комплекс факторов формирования системы управления ОР

Эффективность функционирования системы управления операционным риском зависит от подхода к созданию системы управления с учетом анализа вышеизложенных факторов. Система управления операционным риском должна представляет собой совокупность следующих элементов:

· орган в структуре банка, ответственного за функционирование системы управления операционным риском на постоянной основе;

· объект управления (факторы и источники возникновения операционных рисков);

· систему сбора управленческой информации и документооборота по вопросам идентификации, оценки, анализа рисковых событий и их учета для создания базы данных;

· высоконадежные средства управления, связи и программного обеспечения;

· подсистему контролинга для обеспечения эффективности функционирования системы управления и своевременного реагирования на появление факторов операционного риска.

Вариант основных элементов системы управления операционным риском в коммерческом банке представлен на рис 6.

Под органами управления операционным риском понимается высшее руководство банка (совет директоров, наблюдательный совет), правление банка, а также специальное подразделение (сотрудник), отвечающие за координацию и централизацию управления операционным риском.

В случае создания такого подразделения разрабатывается и утверждается положение о новом структурном подразделении банка, в котором определяется его полномочия, порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, отвечающими за управление другими рисками, а также со службами внутреннего контроля и безопасности.

На это подразделение возлагается разработка методик по оценке операционного риска, разработка и внедрение процедур, механизмов и технологий по ограничению или снижению операционного риска. В случае отказа руководства банка от создания подразделения по управлению операционными рисками, выполнение задач по управлению операционными рисками и координация деятельности возлагается на отдельного сотрудника. В этом случае во внутренних документах банка необходимо отразить его функциональные обязанности и порядок взаимодействия с подразделениями банка по вопросам операционных рисков.

Коммерческий банк определяет следующие основные принципы управления операционными рисками.

Осведомленность о риске

Все направления деятельности несут в себе потенциальные операционные риски. Проведение операций осуществляется в соответствии с утвержденными фирмой регламентами и процедурами, в пределах установленных полномочий, лимитов и ограничений. Не допускается проведение новых операций при отсутствии нормативных документов или соответствующих решений коллегиальных органов, регламентирующих порядок их совершения.

Разделение полномочий

В целях формирования управленческой структуры, в которой отсутствует конфликт интересов, не допускается совмещение полномочий (обязанностей) по выполнению операций, с их оформлением (по операциям, требующим сопровождения со стороны бэк-офиса) и бухгалтерским учетом, а также управлением и контролем за операционными рисками.

В исключительных случаях вопрос о возможности временного совмещения должен решаться с учетом социальной значимости таких операций, их числа и объема, степени существенности возможных потерь, а также введения дополнительных ограничений и методов контроля сопутствующих операционных рисков (дополнительной авторизации операций, дистанционного контроля и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Управление ликвидностью
Важным аспектом управления банковскими операциями является управление ликвидностью банка. Коммерческий банк, проводя операции, должен постоянно лавировать между двумя противоречивыми целями — ликвидностью и рентабельностью, что находит ко ...

Анализ ипотечного кредитования на примере «Сбербанка России»
Очевидно, что Сбербанк – самый крупный Российский банк. Именно Сбербанк имеет наибольшую филиальную сеть по стране. Сбербанк одним из первых начал выдавать ипотечные кредиты. Ипотека в Сбербанке возможна по самым различным программам. Ипо ...

Структура и управление банковскими активами
Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть его операций. Под структурой активов понимается соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к балансовому итогу. Качество активов банка определяется целес ...